Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ответственность СХ за выдачу фискального чека без цифрового значения штрихкода акцизного налога на алкоголь

Разъяснение
13.05.2025

Какая ответственность применяется к СХ за выдачу фискального чека, в котором отсутствует реквизит цифрового значения штрихового кода марки акцизного налога на алкогольные напитки?

Согласно ст. 3 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (оказании услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для выполнения платежной операции, в частности, обязаны:

  • проводить расчетные операции на полную сумму покупки (оказания услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций (далее – РРО) или через зарегистрированные фискальным сервером контролирующего органа программные РРО (далее – ПРРО) с созданием в бумажной и/или электронной форме соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных Законом № 265, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек (далее – РК);
  • предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме (в т. ч., но не исключительно, с воспроизведением на дисплее РРО или дисплее устройства, на котором установлен ПРРО QR-кода, позволяющего лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре содержащихся в нем данных и/или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты);
  • проводить расчетные операции через РРО и/или ПРРО для подакцизных товаров с использованием режима программирования с указанием кода подакцизной подкатегории согласно УКТВЭД, наименования товаров, цен товаров и учета их количества, а также с указанием цифрового значения штрихового кода марки акцизного налога (серия и номер) при розничной торговле алкогольными напитками.

При этом расчетный документ – это документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, операций по выдаче наличных средств держателям электронных платежных средств, получения (возврата) средств, торговлю валютными ценностями в наличной форме, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный расчетный документ) в случаях, предусмотренных Законом № 265, зарегистрированным в установленном порядке РРО или ПРРО, или заполненный вручную (ст. 2 Закона № 265).

Форма и содержание фискального кассового чека на товары (услуги) (далее – фискальный чек) и других расчетных документов, предоставление покупателю которых является обязательным, установлены Положением о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденным приказом Минфина от 21.01.2016 № 13 (далее – Положение № 13).

Пунктом 2 разд. II Положения № 13 установлено, что фискальный кассовый чек на товары (услуги) по форме № ФКЧ-1 (приложение 1 к Положению № 13) должен содержать обязательные реквизиты, в частности такие как цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога (серия и номер) на алкогольные напитки либо уникальный идентификатор электронной марки акцизного налога, либо серийный номер электронной марки акцизного налога (отмечаются в случаях, предусмотренных законодательством) (стр. 9 фискального кассового чека).

Установленные в Положении № 13 требования к содержанию расчетных документов определяют обязательные реквизиты расчетных/электронных расчетных документов. При отсутствии в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдения сферы его назначения такой документ не будет приниматься как расчетный (п. 3 разд. І Положения № 13).

Пунктом 1 ст. 17 Закона № 265 установлено, что за нарушение требований Закона № 265 к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции, по решению соответствующих контролирующих органов применяются финансовые санкции в следующих размерах:

  • в случае установления в ходе проверки факта, в частности, невыдачи (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования:
    • 100 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за нарушение, совершенное впервые;
    • 150 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за каждое последующее нарушение.

В соответствии со ст. 26 Закона № 265 должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг привлекаются к административной ответственности контролирующими органами.

Согласно ст. 1551 КУоАП нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг, – влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 2 до 5 НМДГ и на должностных лиц – от 5 до 10 НМДГ.

Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа на лиц, совершающих расчетные операции, от 5 до 10 НМДГ и на должностных лиц – от 10 до 20 НМДГ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в частности ст. 1551 КУоАП, рассматривают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов в соответствии со ст. 221 КУоАП.

ОИР, категория 109.18

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
15.12.2025
Заверение подлинности подписи на документах: что важно знать
Потребность заверения подлинности подписи может возникнуть, когда необходимо подать заявление, документы в учреждение, оформить разрешение. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Кто имеет право подписывать акты приемки-передачи выполненных работ? Как подписать документ квалифицированной электронной ...
15.12.2025
Права человека: что изменяется в условиях военного положения
Рассмотрим, какие права граждан остаются неприкосновенными во время военного положения; какие права могут быть временно ограничены; как государство обеспечивает защиту прав человека во время войны. Больше по теме: Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения у...
15.12.2025
Как применять новые нормы ценообразования в строительстве: разъясняет Минразвития
Чтобы избежать недоразумений в документах, сметах и закупках во время военного положения, формируются понятные, единые правила для всех участников рынка. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Заключаем договор подряда на строительство офиса Строительство хозяйственным способом: какие документы нужно...
Лучшие материалы