Согласно ст. 3 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (оказании услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для выполнения платежной операции, в частности, обязаны:
При этом расчетный документ – это документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, операций по выдаче наличных средств держателям электронных платежных средств, получения (возврата) средств, торговлю валютными ценностями в наличной форме, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный расчетный документ) в случаях, предусмотренных Законом № 265, зарегистрированным в установленном порядке РРО или ПРРО, или заполненный вручную (ст. 2 Закона № 265).
Форма и содержание фискального кассового чека на товары (услуги) (далее – фискальный чек) и других расчетных документов, предоставление покупателю которых является обязательным, установлены Положением о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденным приказом Минфина от 21.01.2016 № 13 (далее – Положение № 13).
Пунктом 2 разд. II Положения № 13 установлено, что фискальный кассовый чек на товары (услуги) по форме № ФКЧ-1 (приложение 1 к Положению № 13) должен содержать обязательные реквизиты, в частности такие как цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога (серия и номер) на алкогольные напитки либо уникальный идентификатор электронной марки акцизного налога, либо серийный номер электронной марки акцизного налога (отмечаются в случаях, предусмотренных законодательством) (стр. 9 фискального кассового чека).
Установленные в Положении № 13 требования к содержанию расчетных документов определяют обязательные реквизиты расчетных/электронных расчетных документов. При отсутствии в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдения сферы его назначения такой документ не будет приниматься как расчетный (п. 3 разд. І Положения № 13).
Пунктом 1 ст. 17 Закона № 265 установлено, что за нарушение требований Закона № 265 к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции, по решению соответствующих контролирующих органов применяются финансовые санкции в следующих размерах:
В соответствии со ст. 26 Закона № 265 должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг привлекаются к административной ответственности контролирующими органами.
Согласно ст. 1551 КУоАП нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг, – влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 2 до 5 НМДГ и на должностных лиц – от 5 до 10 НМДГ.
Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа на лиц, совершающих расчетные операции, от 5 до 10 НМДГ и на должностных лиц – от 10 до 20 НМДГ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в частности ст. 1551 КУоАП, рассматривают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов в соответствии со ст. 221 КУоАП.
ОИР, категория 109.18