Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ответственность СХ за выдачу фискального чека без цифрового значения штрихкода акцизного налога на алкоголь

Разъяснение
13.05.2025

Какая ответственность применяется к СХ за выдачу фискального чека, в котором отсутствует реквизит цифрового значения штрихового кода марки акцизного налога на алкогольные напитки?

Согласно ст. 3 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (оказании услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для выполнения платежной операции, в частности, обязаны:

  • проводить расчетные операции на полную сумму покупки (оказания услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций (далее – РРО) или через зарегистрированные фискальным сервером контролирующего органа программные РРО (далее – ПРРО) с созданием в бумажной и/или электронной форме соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных Законом № 265, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек (далее – РК);
  • предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме (в т. ч., но не исключительно, с воспроизведением на дисплее РРО или дисплее устройства, на котором установлен ПРРО QR-кода, позволяющего лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре содержащихся в нем данных и/или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты);
  • проводить расчетные операции через РРО и/или ПРРО для подакцизных товаров с использованием режима программирования с указанием кода подакцизной подкатегории согласно УКТВЭД, наименования товаров, цен товаров и учета их количества, а также с указанием цифрового значения штрихового кода марки акцизного налога (серия и номер) при розничной торговле алкогольными напитками.

При этом расчетный документ – это документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, операций по выдаче наличных средств держателям электронных платежных средств, получения (возврата) средств, торговлю валютными ценностями в наличной форме, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный расчетный документ) в случаях, предусмотренных Законом № 265, зарегистрированным в установленном порядке РРО или ПРРО, или заполненный вручную (ст. 2 Закона № 265).

Форма и содержание фискального кассового чека на товары (услуги) (далее – фискальный чек) и других расчетных документов, предоставление покупателю которых является обязательным, установлены Положением о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденным приказом Минфина от 21.01.2016 № 13 (далее – Положение № 13).

Пунктом 2 разд. II Положения № 13 установлено, что фискальный кассовый чек на товары (услуги) по форме № ФКЧ-1 (приложение 1 к Положению № 13) должен содержать обязательные реквизиты, в частности такие как цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога (серия и номер) на алкогольные напитки либо уникальный идентификатор электронной марки акцизного налога, либо серийный номер электронной марки акцизного налога (отмечаются в случаях, предусмотренных законодательством) (стр. 9 фискального кассового чека).

Установленные в Положении № 13 требования к содержанию расчетных документов определяют обязательные реквизиты расчетных/электронных расчетных документов. При отсутствии в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдения сферы его назначения такой документ не будет приниматься как расчетный (п. 3 разд. І Положения № 13).

Пунктом 1 ст. 17 Закона № 265 установлено, что за нарушение требований Закона № 265 к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции, по решению соответствующих контролирующих органов применяются финансовые санкции в следующих размерах:

  • в случае установления в ходе проверки факта, в частности, невыдачи (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования:
    • 100 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за нарушение, совершенное впервые;
    • 150 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за каждое последующее нарушение.

В соответствии со ст. 26 Закона № 265 должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг привлекаются к административной ответственности контролирующими органами.

Согласно ст. 1551 КУоАП нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг, – влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 2 до 5 НМДГ и на должностных лиц – от 5 до 10 НМДГ.

Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа на лиц, совершающих расчетные операции, от 5 до 10 НМДГ и на должностных лиц – от 10 до 20 НМДГ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в частности ст. 1551 КУоАП, рассматривают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов в соответствии со ст. 221 КУоАП.

ОИР, категория 109.18

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
31.10.2025
Нужно ли ФЛП-единщику для освобождения от уплаты единого взноса за себя уведомлять о его уплате работодателем
Физлица-предприниматели или лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, с целью освобождения от уплаты единого взноса за себя, не должны уведомлять контролирующий орган о факте уплаты за них единого взноса работодателями. Больше по теме: Опасные ошибки предпринимателей-единщиков...
31.10.2025
Можно ли выплачивать премию работникам к государственным праздникам в период действия военного положения
Условия введения и размеры премий и других поощрительных выплат устанавливаются в коллективном договоре. Больше по теме: Можно ли выплатить премию работнику, которому был вынесен выговор? Можно ли выплачивать премию работникам в течение испытательного срока? Может ли в период действия военного пол...
31.10.2025
Туристический сбор: кто проверяет порядок взимания и какая ответственность предусмотрена за его нарушение
Статьей 16317 КУоАП предусмотрена административная ответственность. Протоколы об админправонарушениях в случае невыполнения плательщиком турсбора обязательства по уплате турсбора вправе составлять уполномоченные органы Нацполиции; в случае нарушения налоговым агентом, лицом, осуществляющим временное...
Лучшие материалы