Относительно госрегистрации ОСМД: письмо Минюста
Министерство юстиции Украины с целью формирования единой практики применения законодательства в сфере государственной регистрации объединения совладельцев многоквартирного дома (далее – ОСМД) в связи с принятием Закона от 14.07.2023 № 3270-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения управления многоквартирными домами» выдало соответствующее разъяснение.
Министерство юстиции Украины
Письмо
от 22.12.2023 № 170865/8.4.3/32-23
Межрегиональное управление Министерства юстиции
Министерство юстиции Украины с целью формирования единой практики применения законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований относительно государственной регистрации объединения совладельцев многоквартирного дома (далее – ОСМД) в связи с принятием Закона Украины от 14.07.2023 № 3270-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения управления многоквартирными домами» (далее – Закон № 3270-IX) сообщает следующее.
Относительно оформления решения учредительного собрания о создании ОСМД
Вступившим в силу 10.11.2023 Законом № 3270-IX внесены изменения, в частности, в статью 6 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» (далее – Закон об ОСМД) и урегулированы отношения, связанные с созданием ОСМД, в том числе предусмотрены требования к решению учредительного собрания ОСМД.
Эти изменения были обусловлены проблематикой, связанной с практической реализацией механизмов создания ОСМД, а также объективными обстоятельствами в связи с вооруженной агрессией российской федерации против Украины.
В свою очередь абзацем вторым пункта 6 части первой статьи 15 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон о регистрации) установлено, что решение уполномоченного органа управления юридического лица, подаваемого для государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Единый государственный реестр), излагается в письменной форме, прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителями (участниками), уполномоченными ими лицами или председателем и секретарем общего собрания (в случае принятия такого решения общим собранием), если иное не предусмотрено законом. Решение уполномоченного органа управления юридического лица (кроме акционерных обществ, общественных формирований и объединений совладельцев многоквартирного дома) отнсительно смены руководителя юридического лица в случаях, когда для принятия такого решения достаточно голосов не более 10 человек, подписывается учредителями (участниками), уполномоченными ими лицами , голосовавших за такое решение и количества голосов которых достаточно для принятия решения, если иное не предусмотрено уставом юридического лица. Подлинность подписей на решении уполномоченного органа управления юридического лица нотариально удостоверяется с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов, кроме решений, созданных на портале электронных сервисов или с использованием Единого государственного веб-портала электронных услуг и подписанных с использованием квалифицированной электронной подписи, предусмотренных законом.
Из анализа изложенных выше норм можно сделать вывод, что в описанном случае речь идет именно о решении органа управления юридического лица. При этом следует отметить, что орган управления юридического лица появляется после создания юридического лица.
Согласно части четвертой статьи 87 Гражданского кодекса Украины юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации.
Учитывая приведенное, ни Законом об ОСМД (как до изменений, внесенных Законом № 3270-IX, так и после), ни Законом о регистрации не установлено такое требование относительно оформления решения учредительного собрания ОСМД, как нотариальное удостоверение подлинности подписей с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов
Также напоминаем, что государственный регистратор юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – государственный регистратор) в соответствии со статьей 6 Закона о регистрации во время проведения государственной регистрации должен проверять документы на наличие оснований отказа в такой регистрации.
Одним из таких оснований, определенных в статье 28 Закона о регистрации, является то, что документы противоречат требованиям Конституции и законов Украины.
Следовательно, решение учредительного собрания ОСМД, поданное для государственной регистрации создания ОСМД после вступления в силу Закона № 3270-IX, должно отвечать требованиям Закона об ОСМД с учетом изменений, предусмотренных Законом № 3270-IX.
Оотносительно распространения действия статьи 6 Закона об ОСМД на общее собрание ОСМД
В соответствии с частью третьей статьи 10 Закона об ОСМД общее собрание созывается и проводится в порядке, предусмотренном настоящим Законом для учредительного собрания с учетом положений настоящей статьи.
Указанная норма обусловливает одинаковые правила для общего собрания ОСМД и для учредительного собрания ОСМД в части их созыва и проведения, однако не в части требований к наполнению и оформлению соответствующих решений.
Следует отметить, что применение отсылочной нормы по созыву и проведению общего собрания в порядке, предусмотренном статьей 6 Закона об ОСМД, является устоявшимся средством избежания дублирования одних и тех же положений в разных статьях Закона об ОСМД.
Относительно необходимости подачи листов опроса вместе с решением (протоколом) учредительного или общего собрания ОСМД
в случае проведения государственной регистрации создания юридического лица или государственной регистрации изменений
в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре
Статьей 6 Закона об ОСМД предусмотрено, что для создания ОСМД созывается учредительное собрание. Учредительное собрание принимает решения по вопросам повестки дня с возможностью их обсуждения.
Каждый совладелец (его представитель), принявший участие в голосовании во время проведения учредительного собрания или письменного опроса, заполняет листок опроса и подписывает его собственноручно или путем наложения электронной подписи, основанной на квалифицированном сертификате электронной подписи, с указанием результата голосования («за» или «против»).
Согласно части двадцать третьей статьи 6 Закона об ОСМД решение учредительного собрания оформляется протоколом, который должен содержать сведения, предусмотренные настоящей частью.
Листки опроса, созданные в бумажной форме, пронумеровываются, прошнуровываются и сохраняются правлением или другим уполномоченным совладельцами лицом.
Листки опроса, созданные в форме электронных документов и подписанные путем наложения электронной подписи, основанной на квалифицированном сертификате электронной подписи, сохраняются правлением или другим уполномоченным совладельцами лицом на электронном носителе информации в формате, позволяющем проверить их целостность.
Статьей 10 Закона об ОСМД определено, что органами управления ОСМД являются общее собрание совладельцев, правление, ревизионная комиссия ОСМД. Высшим органом управления ОСМД является общее собрание.
Как отмечалось выше, согласно части третьей статьи 10 Закона об ОСМД общее собрание созывается и проводится в порядке, предусмотренном настоящим Законом для учредительного собрания с учетом положений настоящей статьи.
Следует отметить, что статьями 6 и 10 Закона об ОСМД не предусмотрено добавление листов опроса к решению (протоколу) учредительного или общего собрания ОСМД, в том числе как его неотъемлемой части.
Государственная регистрация ОСМД производится в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация изменений в устав ОСМД производится в порядке, установленном законом (статья 6 Закона об ОСМД).
Отношения, возникающие в сфере государственной регистрации юридических лиц, общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица и физических лиц – предпринимателей, регулируются Законом о регистрации.
Перечень документов, подаваемых заявителем для государственной регистрации юридического лица, определен статьей 17 Закона о регистрации. При этом Законом № 3270-IX изменения в Закон о регистрации не вносились.
Учитывая изложенное, в случае проведения государственной регистрации создания ОСМД или государственной регистрации изменений к сведениям об ОСМД, содержащихся в Едином государственном реестре, листы опроса как отдельные документы или вместе с решением (протоколом) учредительного или общего собрания ОСМД государственному регистратору не подаются.
Просим вышеупомянутую информацию сообщить субъектам государственной регистрации и провести соответствующую разъяснительную работу.
Минюст
Комментарии к материалу