Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности применения единого налога третьей группы по ставке 2% для плательщиков НДС

22.03.2022

Процентная ставка для плательщиков единого налога третьей группы, использующих особенности налогообложения, установленные пунктом 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс), устанавливается в размере 2 процентов дохода.

Согласно подпункту 9.5 пункта 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса плательщики единого налога третьей группы, использующие особенности налогообложения, установленные этим пунктом, освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость по операциям с снабжение товаров, работ и услуг, место снабжения которых расположено на таможенной территории Украины.

Таким образом, применение ставки налога в размере 2 процента дохода предусматривает включение налога на добавленную стоимость в состав единого налога (как в случае применения ставки единого налога в размере 5 процентов дохода).

Согласно подпункту 9.9 пункта 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины плательщики единого налога третьей группы, на день прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины использовали особенности налогообложения, установленные этим пунктом, с первого дня месяца, следующего за месяцем прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, теряют право на использование особенностей налогообложения, предусмотренных этим пунктом, и автоматически считаются применяющими систему налогообложения, на которой такие налогоплательщики находились до избрание особенностей налогообложения, предусмотренных настоящим пунктом.

То есть поскольку режим единого налога по ставке 2 процента имеет ограниченный (временный) срок действия с последующим автоматическим восстановлением порядка исчисления НДС, он отличается от «классического» единого налога установленного пунктом 291.5 статьи 291 Кодекса.

Поэтому субъектам хозяйствования, избирающим третью группу единого налога со ставкой 2 процентов дохода и на время перехода на упрощенную систему налогообложения находятся в статусе плательщика НДС, в соответствии с положениями подпунктов 9.5 и 9.9 пункта 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекс регистр плательщика НДС не аннулируется.

Учитывая, что в период действия военного положения плательщики НДС, использующие особенности налогообложения, установленные пунктом 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекс освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, то все операции по реализации товаров, услуг, место снабжения которых расположено на таможенной территории Украины, считаются не являющимися объектом обложения НДС, налоговые накладные по таким операциям не составляются.

Последствия плательщиков НДС при автоматическом восстановлении правил начисления и уплаты НДС после завершения военного положения

В налоговой отчетности за первый отчетный период после завершения действия военного, чрезвычайного положения плательщик НДС в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 Кодекса должен начислить налоговые обязательства на стоимость товаров, услуг, необоротных активов использованных в операциях, не являющихся объектом налогообложения (реализованных) в период действия военного, чрезвычайного положения), суммы налога по которым были включены в состав налогового кредита на дату перехода на упрощенную систему налогообложения по ставке 2 процента:

  • за товарами/услугами – исходя из стоимости приобретения таких товаров, услуг,
  • по необоротным активам, которые фактически использованы (реализованы) в период нахождения такого плательщика на упрощенной системе налогообложения по ставке 2% дохода – исходя из балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции.

Такие операции должны быть отражены в соответствующих строках (строка 4) «Начислены налоговые обязательства в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 и пунктом 199.1 статьи 199 Налогового кодекса Украины по облагаемым операциям» налоговой декларации по НДС.

Соответственно, плательщик обязан обеспечить составление не позднее последнего дня первого отчетного периода после завершения действия военного, чрезвычайного положения и зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных сводную налоговую накладную по таким товарам/услугам, необоротным активам.

Для примера: военное, чрезвычайное положение заканчиваются в июне 2022 года, такой плательщик за первый отчетный налоговый период июль 2022 года подает декларацию в которой в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 и подпунктом 9.5 пункта 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» по товарам, которые были проданы в период применения единого налога по ставке 2 процентов дохода и по которым на дату перехода на упрощенную систему налогообложения (на 1 апреля 2022 года) суммы НДС были включены в состав налогового кредита.

Учитывая предусмотренный подпунктом 9.9 пункта 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса порядок автоматического восстановления правил начисления и уплаты НДС после завершения военного положения у плательщика НДС сохраняется право на использование сумм НДС, включенных (подлежащих включению) в состав налогового кредита на основании, зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных, на дату перехода на упрощенную систему налогообложения по ставке 2 процента, по товарам/услугам не реализуемым в период действия военного положения, при исчислении налоговых обязательств по НДС в налоговой отчетности за первый отчетный период после завершения действия военного, чрезвычайного положения и последующие отчетные периоды.

То есть данные строки 21 налоговой декларации по НДС за последний отчетный период до перехода на упрощенную систему налогообложения подлежат перенесению в строку 16.1 «Отрицательное значение строки 21 предыдущего отчетного (налогового) периода» за первый отчетный период после завершения действия военного, чрезвычайного положения.

Согласно порядку заполнения декларации по НДС, суммы налогового кредита за первый отчетный (налоговый) период после завершения военного положения, сформированные за счет значения строки 16.1, при исчислении налоговых обязательств по пункту 200.1 статьи 200 Кодекса уменьшат суммы начисленных налоговых обязательств рядка 4 налоговой декларации по НДС по пункту198.5 статьи 198 Кодекса.

https://www.facebook.com

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы