Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Обращение и запрос на информацию - в чем разница?

13.04.2021 134 0 0

На первый взгляд кажется, что обращение и запрос - это тождественные понятия, ведь в любом случае лицо в ответ получит определенную информацию. Но на самом деле разница между этими терминами есть. И мы поможем вам разобраться, в чем же заключается отличие, а также понять, в каких случаях нужно отправлять обращения, а в каких запрос.

Согласно Закону Украины «Об обращениях граждан», обращения - это изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Рассмотрение обращения по своему содержанию (заявление, жалоба, предложение и т.п.) требует принятия определенных мер: например, восстановить нарушенные права, провести проверку, оценить действия лиц, в отношении которых подана жалоба, признать особый статус заявителя, устранить недостатки в деятельности органа и тому подобное.

Право на обращение имеют все граждане Украины, а также лица, не являющиеся гражданами Украины, но законно находятся на ее территории. Обращение можно подать в орган государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, объединению граждан или должностному лицу, в полномочия которой входит решение поставленных в обращении вопросов.

В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина и изложена суть затронутого вопроса, то есть предложения, просьбы, замечания, жалобы и тому подобное.

Орган, который предоставляет ответ на обращение, обязательно осуществляет идентификацию гражданина, обратившегося за ФИО, адрес, подписью. Это важно, поскольку рассмотрение обращение касается прав, свобод или обязанностей конкретного лица.

Обратите внимание, что срок рассмотрения обращений составляет не более 1 месяца, а тех, которые не требуют дополнительного изучения, - не более 15 дней со дня получения их соответствующим органом. Это важно помнить, поскольку часто лица, подающие обращения, ошибочно считают срок его рассмотрения с момента отправки и жалуются на долгое ожидание и несвоевременное получение ответа.

Если случается так, что решить затронутые в обращении вопросы в течение одного месяца невозможно, то руководитель органа устанавливает необходимый срок для продолжения его рассмотрения, но не более чем на 15 дней, а лицо, подавшее обращение, обязательно об этом сообщают. Таким образом, общий срок рассмотрения обращения не должен превышать 45 дней.

Запрос на информацию - это просьба лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении.

Целью запроса на информацию всегда является получение предварительно созданной информации. А результатом рассмотрения запроса является только предоставление информации в готовой форме, а не принятия определенных мер.

Запрашивающим информации может быть любое физическое или юридическое лицо, а также объединения граждан без статуса юридического лица. И запрос на информацию можно прислать распорядителю без объяснения причины подачи запроса и независимо от того, касается эта информация запрашивающего лично или нет, ведь публичная информация раскрывается неограниченному кругу лиц. Это означает, что запрашивающему не нужно добавлять к запросу документы, удостоверяющие личность.

Кстати, и распорядитель информации не осуществляет проверку личности спрашивающего, поскольку такой обязанности законодательством не предусмотрено.

В запросе необходимо указать общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, относительно которого сделан запрос.

В отличие от обращения, срок рассмотрения запроса составляет 5 рабочих дней с даты его получения. Однако в исключительных случаях (например, предоставления большого объема информации или поиск информации среди значительного количества данных) срок рассмотрения запроса может быть продлен до 20 рабочих дней. При этом такое продление должно быть обязательно обоснованным, а спрашивающий уведомлен об этом не позднее 5 рабочих дней с даты получения запроса распорядителем информации.

Иногда случается так, что лица подают обращения, отмечая на документе его название как запрос на информацию в надежде быстрее получить ответ.

Заметим, что в случае, когда распорядитель информации получил запрос, который по своему содержанию является обращением, то есть в нем лицо просит совершить определенные действия, а не предоставить готовую информацию, то в 5-дневный срок с момента его получения распорядителем информации запрашивающему пришлют только сообщение о том, что его запрос не является в понимании Закона Украины «О доступе к публичной информации», а уже непосредственно обращение будет рассмотрено в сроки, предусмотренные Законом Украины «Об обращениях граждан».

Итак, обращение отличается от запроса на информацию по трем основным критериям:

  • по содержанию;
  • по сроку рассмотрения;
  • по субъекту обращения.

Если вы хотите, чтобы орган государственной власти или предприятие или учреждение поступили определенные действия, вам нужно отправить обращение в форме заявления (ходатайства), жалобы или предложения (замечания). Если же вы целью попросить уже готовую информацию, то есть ту, которая образовалась в течение деятельности определенного органа (например, нормативно-правовые акты, сведения о структуре и объем бюджетных средств и т.п.), то в таком случае присылайте именно запрос на информацию.

zt.tax.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы