Обновлены методрекомендации по бухгалтерскому учету: анализ изменений
Кого касаются изменения: предприятий, организаций и других юридических лиц, их филиалов и других выделенных на отдельный баланс подразделений независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (кроме банков и бюджетных учреждений и предприятий, которые согласно законодательству составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности).
Нормативно-правовой акт, который утверждает изменения: приказ Минфина от 14.01.20 г. № 6 «Об утверждении Изменений в некоторые методические рекомендации по бухгалтерскому учету».
Дата официального опубликования: 15.01.20 г. на официальном сайте Минфинапо ссылке.
Что именно претерпело изменения: методические рекомендации по бухучету основных средств (далее – ОС), запасов, нематериальных активов, финансовых расходов, совместной деятельности, а также рекомендации по учетной политике.
Что нужно сделать на практике:
- большинство изменений нужно принять во внимание и руководствоваться ими в вопросах организации и ведения бухучета, ведь основная цель изменений – приведение этих документов в соответствие с действующим законодательством;
- предприятиям, которые составляют финансовую отчетность согласно НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность», зафиксировать в приказе об учетной политике выбор в пользу общего или упрощенного Плана счетов;
- всем субъектам хозяйствования (далее – СХ) для учета расходов деятельности использовать счета класса 9. Выбор (применение или неприменение) счетов класса 8 зафиксировать в приказе об учетной политике.
Объясним непосредственно суть изменений.
Основные средства
В Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561), произошли следующие изменения, большинство из которых имеют уточняющий характер.
1. Уточнено название одного из объектов бухгалтерского учета – многолетние насаждения и плодоносные растения. Ведь с 05.01.18 г. согласно приказу Минфина от 12.12.17 г. № 1019 на аналитическом счете 108 «Многолетние насаждения» (его название не изменено до сих пор) счета 10 «Основные средства» ведется учет плодоносных растений, связанных с сельхоздеятельностью. Такие активы не могут учитываться на счете 16 «Долгосрочные биологические активы».
Напомним, плодоносные растения – это долгосрочные биологические активы (далее – БА), которые используются в процессе производства сельхозпродукции и систематически дают сельхозпродукцию и/или дополнительные биологические активы (п. 4 П(С)БУ 30 «Биологические активы»). То есть это виноградники и сады. Основным моментом здесь является то, что такие растения уже должны быть плодоносными, то есть систематически давать сельхозпродукцию и/или дополнительные БА. Именно на такие долгосрочные БА растениеводства не распространяется П(С)БУ 30 – они находятся под действием норм П(С)БУ 7 «Основные средства». А потому на них распространяются такие требования относительно учета, амортизации, переоценки, списания, как и к другим объектам основных средств (далее – ОС) (п. 5–35 П(С)БУ 7).
А вот непосредственно продукцию, которую дают эти плодоносные растения, необходимо рассматривать как сельхозпродукцию, а следовательно, и учитывать по нормам П(С)БУ 30.
2. Исключены пункты, которыми предусмотрено, что первоначальная (переоцененная) стоимость ОС может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством, а также на сумму индексации, проведенной в порядке, установленном налоговым законодательством.
Такая процедура была предусмотрена для юрлиц на общей системе налогообложения (плательщиков налога на прибыль). Но поскольку разд. ІІІ Налогового кодекса, посвященный этому налогу, уже несколько лет имеет совсем другую редакцию, устаревшие нормы из Методрекомендаций исключили.
3. Ликвидационная стоимость объекта ОС принимается в сумме, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) ОС после истечения срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией), и которая определяется комиссией, созданной приказом руководителя предприятия, при вводе объекта в эксплуатацию (п. 23 разд. 5 Методрекомендаций № 561).
4. Другие уточнения предусматривают, что во время возврата арендодателю целостного имущественного комплекса (и объектов ОС в его составе) арендатор будет делать проводку относительно остатка неиспользованных амортизационных отчислений на арендованные ОС: Дт 685 «Расчеты с прочими кредиторами» и Кт 311 «Текущие счета в национальной валюте». А в случае создания целевого фонда по восстановлению таких ОС остаток неиспользованного целевого фонда, который подлежит возврату арендодателю, будет отражаться проводкой Дт 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» и Кт 685 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 47, разд. 8).
Нематериальные активы
В Методрекомендациях по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденных приказом Минфина от 16.11.09 г. № 1327, уточняется, что они не распространяются на банки.
Актуализировано, что проведение инвентаризации нематериальных активов и оформление ее результатов осуществляются согласно Положению об инвентаризации активов и обязательств, утвержденному приказом Минфина 02.09.14 г. № 879.
Запасы
Произошли формальные изменения в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2:
- определено, что поступление запасов на предприятие оформляется соответствующими документами, типовые формы которых утверждаются Государственной службой статистики и другими центральными органами исполнительной власти (п. 3.1 разд. 3);
- отныне получение запасов как взноса в уставный капитал оформляется приходным ордером (типовая форма № М-4, утвержденная приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193), или актом о приемке материалов (типовая форма № М-7, утвержденная приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193), или товарно-транспортной накладной (форма № 1-ТН, утвержденная приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363 и т. п.) (п. 3.3 разд. 3);
- в форме закупочного акта, которым оформляются поступления запасов от физлиц (не СПД) торговыми предприятиями и заведениями ресторанного хозяйства, не будет фиксироваться место его составления (п. 3.10 разд. 3).
- проверка фактического наличия запасов, их состояния и условий хранения осуществляется в ходе инвентаризации. Инвентаризация проводится согласно постановлению КМУ от 28.02.2000 г. № 419 «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» и Положению об инвентаризации активов и обязательств, утвержденному приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (п. 4.13 разд. 4);
- исключена норма, согласно которой порядок отражения суммы НДС, исчисляемой при поступлении и выбытии запасов, определялся Инструкцией по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141 (п. 5.9 разд. 5). Напомним: с 09.08.19 г. эта Инструкция утратила силу на основании приказа Минфина от 18.06.19 г. № 247;
- из приложения 3 исключена бухгалтерская запись по операции «Списание потерь запасов, понесенных вследствие чрезвычайных событий» (Дт 99 – Кт 20, 21, 22, 26, 27, 28) в связи с отсутствием на сегодня в Плане счетов счета 99 «Чрезвычайные расходы».
Финансовые расходы
В Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету финансовых расходов, утвержденных приказом Минфина от 01.11.10 г. № 1300, уточняется, что они не применяются предприятиями, которые согласно законодательству составляют финотчетность по МСФО.
Также эти Методрекомендации не распространяются на юрлиц, которые согласно Закону от 16.07.99 г. № 996-XIV признаны микропредприятиями, малыми предприятиями, непредпринимательскими обществами, предприятиями, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов согласно налоговому законодательству, а также на представительства иностранных СХ.
Перечень финансовых расходов для целей бухгалтерского учета приведен в пп. 1.3 Методрекомендаций № 1300. По общему правилу, определенному П(С)БУ 31 «Финансовые расходы», в случае если предприятие привлекает заемные средства для приобретения (или создания) квалифицированного актива, финансовые расходы, возникающими в связи с таким заимствованием, нужно капитализировать, то есть включать в себестоимость квалификационного актива.
Вспомним, что квалификационным считается актив, который требует существенного времени (свыше 3 месяцев) для его создания (п. 1.6 Методрекомендаций № 1300).
Например, если сельхозпредприятие, которое относится к категории средних или крупных предприятий, привлекает среднесрочный кредит для создания квалификационного актива, то проценты по привлеченным средствам капитализирует согласно П(С)БУ 31.
Если предприятие является субъектом малого предпринимательства, то никаких особенностей в учете не будет. Ведь такие СХ всегда признают начисленные проценты по кредиту финансовыми расходами и никогда не капитализируют (п. 4 П(С)БУ 31).
Учет совместной деятельности
Только формальные изменения произошли также в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету совместной деятельности без создания юридического лица, утвержденных приказом Минфина от 30.12.11 г. № 1873. В частности, уточнена норма, которая предусматривает, что они не будут применяться также банками и предприятиями, которые согласно законодательству составляют финотчетность по МСФО (п. 1.1 разд. І).
Учетная политика
В Методических рекомендациях относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина от 27.06.13 г. № 635, уточнено, что распорядительный документ об учетной политике предприятия определяет, в частности, применение классов 8 «Расходы по элементам» и 9 «Расходы деятельности» Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденного приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Приказ № 291, общий План счетов) (п. 2.1).
Согласно внесенным изменениям использование счетов класса 9 является обязательным для всех предприятий. Вместе с тем по собственному желанию предприятия могут применять и счета класса 8 (п. 2.8).
Однако такое требование не является новостью для СХ. Ведь еще с 23.07.19 г. приказом Минфина от 31.05.19 г. № 226 внесены соответствующие изменения в Инструкцию о применении общего Плана счетов, утвержденного Приказом № 291.
С того времени выбор фактически заключается в том, или вести счета обоих названных классов, или ограничиться классом 9.
То есть использовать только класс 8 счетов нельзя! Предприятия могут использовать счета класса 8 для обобщения информации о расходах по элементам с ежемесячным списанием сальдо счетов в корреспонденции со счетом 23 «Производство» и счетами класса 9.
Справочно: счета класса 8 предусмотрены только в общем Плане счетов. Вместе с тем с упрощенного Плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 19.04.01 г. № 186 (далее – Приказ № 186), его представители (счета 84 и 85) были удалены еще в 2011 году. Поэтому еще с того времени применять счета класса 8 могут лишь те, кто использует общий, а не упрощенный План счетов.
Упрощенный План счетов могут применять микропредприятия, малые предприятия, непредпринимательские общества, предприятия, ведущие упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов согласно налоговому законодательству, а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности – в случае составления ими финансовой отчетности согласно НП(С)БУ 25 (Приказ № 186).
Крупные и средние предприятия права выбора лишены: они должны применять только общий План счетов.
Это заставило тех, кто ранее применял только счета класса 8, начать применять также счета класса 9.
Для тех, кто применял только счета класса 9 или параллельно – счета классов 8 и 9, фактически ничего не изменилось: они могут так делать и дальше.
Кроме указанных изменений, из Методрекомендаций № 635 исключена норма, согласно которой первоначальная (переоцененная) стоимость ОС может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством (п. 2.30).
Комментарии к материалу