Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Об исполнении учредителем обязанностей директора: письмо Минэкономики

14.12.2023 1233 0 2

Минэкономики рассмотрело запрос на информацию относительно некоторых вопросов трудового законодательства об исполнении учредителем обязанностей директора. 

Министерство экономики Украины 

Письмо 

от 24.05.2023 № 4706-05/23807-09 

Министерство экономики Украины рассмотрело <...> запрос на информацию по некоторым вопросам трудового законодательства и в пределах компетенции сообщает. 

Согласно части двенадцатой статьи 39 Закона Украины от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» с единоличным исполнительным органом и каждым членом коллегиального исполнительного органа заключается гражданско-правовой или трудовой договор (контракт). Договор (контракт), заключаемый с единоличным исполнительным органом и членом коллегиального исполнительного органа, от имени общества подписывает лицо, уполномоченное на такое подписание общим собранием участников. 

Частью второй статьи 2 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ), в частности, предусмотрено, что работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом. 

Согласно части первой статьи 21 КЗоТ трудовым договором является соглашение между работником и работодателем (работодателем – физическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а работодатель (работодатель – физическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. 

Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера применения договора определяется законами Украины. 

В то же время, согласно действующему законодательству выполнение работ, предоставление услуг гражданином может осуществляться как на основании трудового договора, так и на других юридических основаниях, в частности, на основании гражданско-правового договора. 

При заключении гражданско-правового договора на выполнение определенной работы или предоставление определенных услуг следует руководствоваться гражданским законодательством. 

В соответствии с частью первой статьи 626 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК) договором является договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. 

Статьей 837 ГК определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить проделанную работу. 

Договор подряда может заключаться на изготовление, отделку, переработку, ремонт вещи или на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. 

Кроме этого, согласно части первой статьи 901 ГК по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, потребляемую в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором. 

Поскольку отношения сторон по договору подряда регулируются ГК, а не КЗоТ, они не являются трудовыми правоотношениями. 

Руководствуясь Положением о Министерстве экономики Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 № 459 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 17.02.2021 № 124), отмечаем, что предоставление разъяснений по заключению с лицами договоров гражданско-правового характера выходит за пределы компетенции Минэкономики. 

Однако отмечаем, что работа по гражданско-правовому договору не должна содержать признаков трудовых отношений (систематический характер работы; подчинение правилам внутреннего трудового распорядка; выполнение работы, аналогичной по квалификации и профессии работе, выполняемой штатными работниками организации; продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливается нанимателем; обеспечение организации условий труда, в частности, предоставление средств производства (оборудования, инструментов, материалов, сырья, рабочего места) осуществляется нанимателем, возмещение нанимателем поездок и прочих финансовых расходов, связанных с выполнением работы и т. п.).

В случае выявления уполномоченным государственным органом признаков трудовых отношений касательно отношений, по которым работа выполнялась на условиях, определенных гражданским законодательством, такие отношения должны быть переквалифицированы в трудовые.

Следует отметить, что в соответствии со статьями 65 и 128 Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХК) руководить предприятием, учреждением, организацией может как сам собственник (учредитель), так и наемный работник. 

В случае если предприятием, учреждением, организацией руководит наемный работник, то между ним и работодателем возникают трудовые отношения. 

В то же время, ХК предоставляет собственнику (учредителю) предприятия право самостоятельно осуществлять управление предприятием, если это предусмотрено учредительными документами. 

Следует понимать, что юридически учредитель выполняет не обязанности директора предприятия, а возложенные на него определенные управленческие функции. И это главное его отличие от директора – наемного работника. 

Исполнение учредителем обязанностей директора регламентируется такими нормами законодательства как: 

  • часть вторая статьи 65 и часть четвертая статьи 128 ХК, согласно которой учредитель может осуществлять свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы на основе устава или других учредительных документов; 
  • части третья и четвертая статьи 8 Закона Украины от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», согласно которой вести бухгалтерский учет, а следовательно, подписывать финансовую, налоговую и другую отчетность имеет право владелец (учредитель) предприятия; 
  • пункта 48.5.1 статьи 48 Налогового кодекса Украины, согласно которому собственник может подписывать налоговую декларацию самостоятельно. 

Законодательство не обязывает собственника (учредителя) предприятия, выполняющего определенные управленческие функции, заключать с самим собой какие-либо сделки, в том числе трудовой договор. В этом случае трудовые отношения не возникают. Следовательно, на такого руководителя предприятия не могут быть распространены гарантии, предусмотренные законодательством для наемных работников, в частности, начисление и выплата заработной платы за проделанную работу. 

Что касается вопроса определения в уставе хозяйственного общества типа отношений между этим обществом и его руководителем, согласно части четвертой статьи 57 ХК устав субъекта хозяйствования должен содержать сведения о его наименовании, цели и предмете деятельности, размере и порядке образования уставного капитала и других фондов, порядок распределения доходов и убытков, об органах управления и контроля, их компетенции, об условиях реорганизации и ликвидации предприятия, а также прочие сведения, связанные с особенностями организационной формы предприятия, предусмотренные законодательством. Устав может содержать и другие сведения, не противоречащие законодательству. 

Таким образом, в уставе предприятия может быть определен характер отношений между этим предприятием и его руководителем. 

Решение о заключении гражданско-правового договора подряда или договора о предоставлении услуг директора на безвозмездной основе, по нашему мнению, должно приниматься с учетом норм устава или иного учредительного документа общества. 

При этом информируем, что исходя из содержания Закона Украины «О доступе к публичной информации» указанный запрос не относится к запросам на информацию. 

Одновременно сообщаем, что письма министерств не являются нормативно-правовыми актами, они носят информационно-рекомендательный характер. 

Минэкономики 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы