О запросах контролирующих органов
25.08.2016 756 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 30.06.2016 г. № 635/3/99-99-11-04-04-11
О запросах контролирующих органов
Государственная фискальная служба Украины, рассмотрев письмо, в пределах компетенции сообщает следующее.
Согласно п. 73.1 ст. 73 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ (далее - Кодекс) информация, определенная в ст. 72 Кодекса, безвозмездно предоставляется контролирующим органам периодически или на отдельный письменный запрос контролирующего органа в сроки, определенные п. 73.2 Кодекса.
Пунктом 73.3 ст. 73 Кодекса определено, что контролирующие органы имеют право обратиться к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлены законом), необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций, задач, и ее документального подтверждения.
Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа и должен содержать: 1) основания для направления запроса в соответствии с этим пунктом, с указанием информации, это подтверждающей; 2) перечень запрашиваемой информации, и перечень документов, которые предлагается предоставить; 3) печать контролирующего органа.
Письменный запрос о представлении информации направляется налогоплательщику или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы; 2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок и в других случаях, предусмотренных статьей 39 этого Кодекса; 3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком; 4) в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком: налоговой накладной покупателю или о допуске продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных пунктом 201.1 статьи 201 этого Кодекса, и/или нарушение продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в Едином реестре налоговых накладных налоговой накладной и/или расчета корректировки; акцизной накладной покупателю или о нарушении порядка заполнения и/или порядка регистрации акцизной накладной; 5) при проведении встречной сверки; 6) в других случаях, определенных этим Кодексом.
В случае, если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах первом и втором этого пункта, налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос (абзац четвертый п. 73.3 ст. 73 Кодекса).
Учитывая изложенное, обязанность налогоплательщика по предоставлению запрашиваемой информации возникает при условии оформления запроса в соответствии с требованиями п. 73.3 ст. 73 Кодекса.
Отсутствие печати контролирующего органа в запросе о предоставлении информации, неуказание в нем оснований для направления и/или указание оснований, не предусмотренных Кодексом, несоблюдение других требований является нарушением порядка его оформления (составления), что в свою очередь приводит к возникновению у налогоплательщика права не предоставлять запрашиваемую информацию.
Дополнительно сообщаем, что право налогоплательщика на непредоставление запрашиваемой контролирующим органом информации возникает в силу самого факта ненадлежащего оформления письменного запроса и не требует письменного уведомления контролирующего органа.
При этом налогоплательщик не лишен права на обращение в контролирующий орган с указанием оснований для непредоставления запрашиваемой информации. Такое обращение может быть оформлено (изложено) на государственном или русском языке, на другом языке, как это предусмотрено ст. 18 Закона Украины от 3 июля 2012 года № 5029-IV "Об основах государственной языковой политики".
Первый заместитель Председателя С. Билан
Комментарии к материалу