О ведении учета физлица, зарегистрированного в Реестре волонтеров АТО
12.05.2016 222 0 0
ПОДАТКОВИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ от 02.12.2010 №2755-VI (далее НКУ) регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.
Физические лица, внесенные в Реестр волонтеров антитеррористической операции в порядке, определенном Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», не являются самозанятыми лицами, но являются плательщиками налога на доходы физических лиц.
Согласно пп.14.1.216 п.14.1 ст. 14 НКУ самозанятое лицо - это налогоплательщик, который является физическим лицом - предпринимателем или осуществляет независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в рамках такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности. При этом такие лица осуществляют деятельность с целью получения прибыли и являются плательщиками налога на доходы физических лиц.
Одновременно, в соответствии с п.п. «б» п.п.165.1.54 п.165.1 ст.165 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается сумма (стоимость) благотворительной помощи, полученной благотворителями - физическими лицами, которые внесены в Реестр волонтеров антитеррористической операции в порядке, определенном Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», для оказания благотворительной помощи в пользу лиц, определенных в подпункте «а» настоящего подпункта (непосредственно таким лицам или через Министерство обороны Украины, Главное управление Национальной гвардии Украины, Службу безопасности Украины, службу внешней разведки Украины, Администрацию государственной пограничной службы Украины, Министерство внутренних дел Украины, управления государственной охраны Украины, Администрации государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, через органы управления других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, их соединения, воинские части, подразделения, учреждения или организации, содержащиеся за счет средств государственного бюджета), в размере фактически использованном на эти цели, и на возмещение документально подтвержденных расходов таких благотворителей, связанных с предоставлением указанной благотворительной помощи. Правила этого подпункта применяются к благотворительной помощи, полученной указанными благотворителями - физическими лицами в отчетном налоговом году, предшествующем году их внесения в Реестр волонтеров антитеррористической операции.
Для целей настоящего подпункта к членам семей участников боевых действий и / или участников массовых акций гражданского протеста в Украине относятся: жена, муж, не вступившим в повторный, родители, дед и баба (если родители умерли), несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети - инвалиды.
Указанные в настоящем подпункте доходы не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщиков до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом, в котором завершена антитеррористическая операция.
Сумма (стоимость) благотворительной помощи, которая не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщиков, определяется в соответствии с п.п. 170.7.8 п. 170.7 ст. 170 НКУ.
Так, согласно пп.170.7.8 п.170.8 ст.170 НКУ не включается в налогооблагаемый доход благотворительная помощь, предоставляемая в соответствии с подпунктом 165.1.54 пункта 165.1 статьи 165 настоящего Кодекса:
а) в любой сумме (стоимости), предоставляемой:
- налогоплательщикам, определенным абзацем вторым подпункта "а" и подпунктом "б" подпункта 165.1.54 пункта 165.1 статьи 165 настоящего Кодекса, - на приобретение или в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или иных товаров (работ, услуг) по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, или для оплаты ( компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечение изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления;
- налогоплательщикам, определенным абзацами третьим - пятым подпункта "а" подпункта 165.1.54 пункта 165.1 статьи 165 настоящего Кодекса, - для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления;
б) в сумме, которая совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает одну тысячу размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года - на восстановление утраченного имущества и на другие нужды по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, возникшие у налогоплательщиков, определенных подпунктом 165.1.54 пункта 165.1 статьи 165 настоящего Кодекса. Если общая сумма полученной благотворительной помощи в течение отчетного (налогового) года превышает указанный предельный размер, сумма превышения над таким размером облагается по ставке, установленной пунктом 167.1 статьи 167 настоящего Кодекса, и налогоплательщик обязан представить годовую налоговую декларацию с указанием сумм благотворительной помощи. Перечень такого имущества утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.11.2014 «Об утверждении перечня потребностей, сумма благотворительной помощи для удовлетворения которых не включается в налогооблагаемый доход плательщиков налога на доходы физических лиц».
Средства, полученные благотворителями - физическими лицами на их банковские счета на цели, определенные в этом подпункте, и не использованные такими благотворителями в срок, указанный в настоящем подпункте, должны быть перечислены ними в Государственный бюджет Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Согласно пп.16.1.2 п.16.1 ст.16, п.176.1 п.176 НКУ физические лица - плательщики налога на доходы физических лиц обязаны вести учет доходов и расходов в объемах, необходимых для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода, в случае если такой налогоплательщик обязан в соответствии с настоящей главой представлять декларацию или имеет право на такое представление с целью возврата излишне уплаченных налогов, в том числе при применении права на налоговую скидку.
Формы такого учета и порядок его ведения утверждены приказом Министерства доходов и сборов Украины от 11.12.2013 №794 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода и Порядка ведения учета доходов и расходов для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода».
Кроме того, в соответствии с п.176.1 ст. 176 НКУ физические лица - плательщики налога обязаны представлять налоговую декларацию по установленной форме в определенные сроки в случаях, когда согласно нормам этого раздела такое представление является обязательным, например, при получении дохода в виде наследства от членов семьи не первой степени родства за соответствующий налоговый год или других доходов, подлежащих декларированию.
Учитывая изложенное, физические лица, внесенные в Реестр волонтеров антитеррористической операции в порядке, определенном Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», обязаны вести учет доходов и расходов в объемах, необходимых для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода, то есть вести книгу учета доходов и расходов (п.п. "а" п.176.1 ст. 176 Налогового кодекса Украины).
Кроме того, такие налогоплательщики обязаны получать и хранить в течение срока давности документы первичного учета и по требованию контролирующего органа предъявлять документы и сведения и подтверждать необходимыми документами достоверность сведений, указанных в налоговой декларации (пп. "б", "в" п. 176.1 ст. 176 Налогового кодекса Украины).
Только факт регистрации физического лица в Реестре волонтеров АТО не является основанием для представления отчетности такими физическими лицами. Вместе с тем, у такого физического лица может возникать обязанность по представлению декларации при получении других доходов, подлежащих обязательному декларированию в соответствии с нормами НКУ.
Лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с других доходов, являются:
а) налоговый агент - для налогооблагаемых доходов из источника их происхождения в Украине;
б) налогоплательщик - для иностранных доходов и доходов, источник выплаты которых принадлежит лицам, освобожденным от обязанностей начисления, удержания или уплаты (перечисления) налога в бюджет.
Учитывая изложенное, физические лица, внесенные в Реестр волонтеров антитеррористической операции в порядке, определенном Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и оказывают благотворительную помощь физическим лицам, не являются налоговыми агентами для таких физических лиц. Одновременно, если налогоплательщик, получающий от физического лица, которое внесено в Реестр волонтеров антитеррористической операции, благотворительную помощь, подлежащую обязательному декларированию (пп. «б» пп.170.7.8 п.170.8 ст.170 НКУ), такой плательщик налога обязан представить декларацию в порядке и сроки, установленные НКУ.
Что касается возвратной финансовой помощи следует отметить следующее.
Согласно пп.14.1.257 п.14.1 ст.14 НКУ финансовая помощь - финансовая помощь, предоставленная на безвозвратной или возвратной основе.
Безвозвратная финансовая помощь - это: сумма средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров; сумма безнадежной задолженности, возмещенная кредитору заемщиком после списания такой безнадежной задолженности; сумма задолженности одного налогоплательщика перед другим налогоплательщиком, не взысканная по истечении срока исковой давности; основная сумма кредита или депозита, предоставленная налогоплательщику без установления сроков возврата такой основной суммы, за исключением кредитов, предоставленных под бессрочные облигации, и депозитов до востребования в банковских учреждениях, а также сумма процентов, начисленных на такую основную сумму, но не уплаченных ( списанных).
Возвратная финансовая помощь - сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательным к возврату.
Согласно п.170.7 ст.170 НКУ не облагается и не включается в общий месячный или годовой налогооблагаемый доход плательщика налога благотворительная, в том числе гуманитарная помощь (далее - благотворительная помощь), которая поступает в его пользу в виде средств или имущества (безвозмездно выполненной работы, предоставленной услуги) и отвечает требованиям, определенным этим пунктом.
Для целей налогообложения благотворительная помощь делится на целевую и нецелевую.
Целевой является благотворительная помощь, предоставляемая под определенные условия и направления ее расходования, а нецелевой считается помощь, предоставляемая без установления таких условий или направлений.
Учитывая изложенное, понятие «возвратная финансовая помощь» не может отождествляться с термином «благотворительная помощь».
О порядке осуществления расчетных операций сообщаем следующее.
Закон Украины от 06.07.1995 №265 / 95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями и дополнениями (далее - Закон №265 / 95) определяет правовые основы применения регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг. Действие его распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и / или безналичной форме.
Статьей 3 Закона №265 / 95 определены требования к порядку проведения расчетов субъектами хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и / или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода.
Порядок регистрации, применения регистраторов расчетных операций, ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 № 417 «Об утверждении нормативно-правовых актов относительно применения регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций» (с изменениями и дополнениями).
Статьей 9 данного Закона определены случаи проведения расчетных операций без применения регистраторов расчетных операций и расчетных книжек.
Кроме того, регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при любых условиях при осуществлении расчетов исключительно в безналичной форме.
В то же время статьей 2 Закона №265 / 95 предусмотрено, что расчетная операция-прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (предоставленную услугу), а в при использовании банковской платежной карточки - оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя.
Учитывая, что прием благотворительных пожертвований, взносов не является расчетной операцией за товары (услуги) в соответствии с Законом, то их можно осуществлять без применения регистраторов расчетных операций.
При этом физические лица - плательщики налога на доходы физических лиц обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, в которой по итогам рабочего дня в течение которого получен доход на основании первичных документов осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденные расходы.
Согласно п. 2.6 статьи 2 «Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине», утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 № 637, вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходоваться.
Законом Украины от 05.07.2012 №5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями и дополнениями) определены общие принципы благотворительной деятельности в Украине, обеспечение правового регулирования отношений в обществе, направленных на развитие благотворительной деятельности, утверждение гуманизма и милосердия, обеспечивает благоприятные условия для образования и деятельности благотворительных организаций.
Порядок осуществления публичного сбора благотворительных пожертвований для обеспечения боевой, мобилизационной готовности, боеспособности и функционирования Вооруженных Сил Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 30.06.2015 №451 «Об утверждении Порядка осуществления публичного сбора благотворительных пожертвований для обеспечения боевой, мобилизационной готовности, боеспособности и функционирования Вооруженных Сил Украины» (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, учет и оприходование наличных средств с ящиков благотворительных пожертвований осуществляется в порядке, определенном требованиями данного постановления Кабинета Министров Украины и с учетом требований Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 № 637.
Источник: http://kherson.sfs.gov.ua/baner/podat...
Комментарии к материалу