Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

О сроках проведения инвентаризации и списания (частичной ликвидации) объектов основных средств

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 11.04.2016 г. № 31-11420-07-10 / 10433


О сроках проведения инвентаризации и списания (частичной ликвидации) объектов основных средств
Министерство финансов Украины ... по некоторым вопросам бухгалтерского учета в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 5 раздела I Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 г. № 879 (далее - Положение), инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. Во время инвентаризации активов и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. При этом обеспечиваются, в частности, выявление активов, которые частично потеряли свое первоначальное качество и потребительскую свойство, устаревших, а также материальных и нематериальных активов, не используемых, неиспользованных сумм обеспечения, выявление активов и обязательств, которые не соответствуют критериям признания.

Подпунктом 1.8 пункта 1 раздела III Положения предусмотрено, что на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые довели до состояния непригодности эти объекты.

Механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами), прочими необоротными материальными активами, определяет Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2007 г. № 1314 (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 раздела II Положения для проведения инвентаризации на предприятии распорядительным документом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности - физического лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах) и опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.

Пунктом 3 раздела II Положения предусмотрено, что объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации в отчетном году утверждаются распорядительным документом руководителя предприятия.

Таким образом, вопросы, связанные с созданием инвентаризационных комиссий и сроками проведения инвентаризации, относятся к полномочиям руководителя предприятия.

В соответствии с пунктом 4 Порядка списанию подлежит имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и по которому не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно), в случае, когда такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования субъектом хозяйствования, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит, или обнаружено в результате инвентаризации как недостача.

Списание объектов основных средств с целью разукомплектования Порядком не предусмотрено.
Если в процессе эксплуатации составляющие объекта основного средства вышли из строя, субъект государственного сектора может осуществить ремонт, техническое обслуживание, модернизацию объекта основных средств.

В соответствии с пунктами 1 и 2 раздела III Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Украины Об утверждении национальных положений (стнадартов) бухгалтерского учета в государственном секторе от 12.10.2010 г. № 1202, расходы на улучшение объекта основных средств (реконструкцию (реставрацию ), модернизацию, достройку, дооборудование) увеличивают его первоначальную стоимость в течение всего срока использования, если существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, превышающих первоначально оцененный уровень его производительности, и / или увеличение потенциала полезности этого объекта.

Расходы на содержание объекта основных средств (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта), которые осуществляются для восстановления или поддержания субъектом государственного сектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта основных средств, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены.

В соответствии с пунктом 16 раздела III Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 г. № 11 (далее - Методические рекомендации), первоначальная стоимость объекта основных средств может изменяться в случае его улучшения, частичной ликвидации, переоценки и обесценивания / восстановления полезности в порядке, изложенном в разделах VI, VII Методических рекомендаций.

Одновременно сообщаем, что нормативно-правовые акты, указанные в письме Государственного казначейства Украины от 11.11.2010 г. № 17-04 / 2828-21196, в частности Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64, Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61, утратили силу.

Заместитель Министра                                                                                   Е. Макеева

Комментарии к материалу

Лучшие материалы