О рабочем времени и времени отдыха водителей
22.03.2016 25489 0 0
Главным государственным инспектором отдела по вопросам соблюдения законодательства о труде, занятости и других нормативно-правовых актов Инной Кривенко проведен информационный семинар на тему «О рабочем времени и времени отдыха водителей и другие вопросы соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании».
На сегодня вопрос рабочего времени и времени отдыха профессиональных водителей регулируются требованиями Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее - Положение), утвержденного приказом Минтранссвязи от 7 июня 2010 года № 340, зарегистрированного в Минюсте 14 сентября 2010 под № 811/18106.
Необходимо отметить, что данное Положение было разработано в соответствии с требованиями Конвенции Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, Кодекса законов о труде Украины и касается только тех водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров или грузов. То есть требования Положения, в отличие от требований ЕСТР, касаются не только нормирования времени за рулем, но и нормирования общего рабочего времени водителей (период управления, подготовительно-заключительное период, время простоев, время проведения медицинских осмотров и т.д.).
В соответствии с требованиями Положения для водителей, у которых установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждает перевозчик по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.
Для водителей, у которых установлена шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 ч.
Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать 5 ч.
Накануне праздничных и нерабочих дней продолжительность работы водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.
Продолжительность работы (смены) водителя в ночное время сокращается на один час.
Если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.
Решение о введении суммированного учета рабочего времени принимается перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).
В случае суммированного учета рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10 ч.
Если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидания в ТС или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 ч при условии, что время управления в течение дня (смены ) не превышает 9 ч.
При суммированном учете рабочего времени работа водителей регулируется графиками сменности водителей колесных транспортных средств, составленных на весь учетный период, которыми определяется продолжительность ежедневной работы (смены), рабочих дней (смен) и выходных дней.
График сменности на учетный период доводится к сведению каждого водителя не менее чем за две недели до начала учетного периода.
Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день с распределением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4 ч с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки. При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, то есть сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени. Количество часов переработанного времени при такой работе определяется в коллективном договоре.
Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, производится соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статьями 62 - 64 Кодекса законов о труде Украины. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены) (статьи 52, 53 и 61 Кодекса законов о труде Украины). Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев, указанных в пункте 3.3 Положения.
Для водителей ТС, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных и (или) опасных грузов, сменный период управления, включая сверхурочные работы, не должен превышать 8 ч.
Сменный период управления водителя (не плановый, а фактический) может быть увеличен сверх установленных пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения нормы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (техническая неисправность ТС, остановка движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятные погодные условия и т.п.).
Продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов.
На автобусные маршруты протяженностью более 500 км направляются два водителя, причем период управления каждого должен составлять половину общего периода управления.
После управления в течение четырех часов водитель должен сделать перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает период ежедневного (межсменного) отдыха.
Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными на протяжении периода управления или сразу после этого периода с учетом требований пункта 4.1 настоящего раздела.
Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время водителя.
Продолжительность перерыва для отдыха и. питания устанавливается перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Водители используют время перерыва по своему усмотрению.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочего дня (смены), должно быть не менее 10 последовательных часов.
Если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов
Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды может быть уменьшена до 8 последовательных часов в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочей смены, при этом рабочее время в течение учетного периода не должен превышать нормы рабочего времени, установленной законодательством.
Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных свободных от работы в течение учетного периода, часов в порядке, предусмотренном графиком сменности.
Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов.
Если остановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с осуществлением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, то допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) работа водителей в праздничные и нерабочие дни.
В случае установления суммированного учета рабочего времени предусмотрена графиком сменности работа в праздничные и нерабочие дни включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода.
Автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью более 50 км, грузовые автомобили с полной массой более 3,5 тонны должны быть оборудованы действующими и поверенными тахографами.
Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля учета использования рабочего времени. Перевозчик, использующий водителей по найму, ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя, в которой по каждой рабочей смены отмечаются плановые и фактические данные о маршруте, начало и конец рабочей смены.
До вступления в силу требований по оборудованию ТС тахографами, водитель, который управляет ТС, не оборудованный тахографом, ведет индивидуальную контрольную книжку водителя.
График сменности водителей, ведомость учета рабочего времени и отдыха водителей хранятся у перевозчика.
В случае суммированного учета рабочего времени норма рабочего времени за учетный период определяется путем умножения нормы продолжительности рабочего времени, установленной законодательством для водителей ТС, на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом ее сокращения накануне праздничных, нерабочих и выходных дней.
Время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно статье 106 Кодекса законов о труде Украины.
Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно.
Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая исчисляется в часах).
Требования относительно обязательного применения тахографов набирают (или уже набрали) силу при:
- нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозках, регулярных пассажирских перевозках на междугородных автобусных маршрутах протяженностью более 150 км, перевозках опасных грузов - с 01.06.2012 г .;
- перевозках грузов колесными транспортными средствами с полной массой свыше 12 тонн, нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозках, регулярных пассажирских перевозках на междугородных автобусных маршрутах протяженностью от 50 до 150 км - с 01.06.2013 г .;
- перевозках грузов колесными транспортными средствами с полной массой от 3,5 тонн до 12 тонн - с 01.06.2015 г.
Управление Гоструда в Кировоградской области
Источник: http://kirtu.gov.ua/index.php/1099-sv...
Комментарии к материалу