О проблемных вопросах предприятий на территории АТО в 2014–2015 гг.
22.03.2016 886 0 0
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 26.11.2015 г. № 31-11150-10-10/36293
Министерство финансов совместно с Минэкономразвития, Минсоцполитики, Мининфраструктуры, ГФС, НКРЭКУ и Пенсионным фондом во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 28.10.2015 г. N№41353/1/1-15 рассмотрело совместное письмо Федерации работодателей Украины и Торгово-промышленной палаты Украины от 06.10 .2015 г. № 01-1-489 относительно проблемных вопросов, возникших у предприятий, местонахождением которых является территория проведения антитеррористической операции, в их хозяйственной деятельности в течение 2014 - 2015 годов и сообщает.
Относительно накопления налогового долга путем принятия Правительством решения об отсрочке налоговых долгов предприятий, находящихся на территории проведения АТО
В соответствии с подпунктом 20.1.29 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) право принимать решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга относится к компетенции органов ГФС.
Общие положения отсрочки и рассрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщиков предусмотрены статьей 100 Кодекса.
Порядок и условия предоставления налогоплательщикам рассрочки (отсрочки) денежных обязательств или налогового долга утвержден приказом Министерства доходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. N№ 574, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 31.10.2013 г. под № 1853/24385 (далее - Приказ № 574).
Перечень обстоятельств, являющихся основаниями для отсрочки денежных обязательств (налогового долга), и подтверждающих эти обстоятельства документов приведен в постановлении Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1235 "Об утверждении перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств".
Рассрочка (отсрочка) налогового долга, в том числе возникшая вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), предоставляется налогоплательщику в порядке, определенном Приказом № 574, на основании его письменного заявления и доказательств, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, вопрос предоставления налогоплательщикам отсрочки налоговых долгов урегулирован на законодательном уровне, поэтому необходимости в принятии Правительством отдельного решения относительно его отсрочки нет.
Кроме того, заметим, что отсрочка налогового долга не может предоставляться всем без исключения предприятиям, находящимся на территории проведения АТО, поскольку решение об отсрочке принимается руководителем органа ГФС отдельно по каждому налогоплательщику на основании его заявления и представленных им доказательств (подтверждающих документов).
Относительно вопроса списания налогового долга
В соответствии со статьей 10 Закона Украины № 1669 "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции" (далее - Закон № 1669) в течение срока действия этого Закона единым надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), имевших место на территории проведения АТО, как основания для освобождения от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (далее - ТПП).
Согласно приказу Министерства доходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. № 577 "Об утверждении Порядка списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков", зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 31.10.2013 г. под № 1844/24376 (далее - Приказ N 577), документом - основанием для принятия руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа решения о списании безнадежного налогового долга, возникшего вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), является соответствующий сертификат (заключение) ТПП, удостоверяющий наступления форс-мажорных обстоятельств в налоговых правоотношениях и используемый при списании безнадежного налогового долга в соответствии со статьей 101 Кодекса.
Следовательно, согласно требованиям налогового законодательства к компетенции органов ГФС относится обеспечение процедуры списания безнадежного налогового долга, в частности в части принятия решения о списании и отражении указанной операции в информационных системах контролирующих органов, на основании сертификата (заключения), выданного ТПП.
Следует отметить, что ГФС письмом от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-99-26-01-15 обращалась в ТПП по поводу ее функциональных полномочий при удостоверении влияния форс-мажорных обстоятельств, связанных с проведением в Донецкой и Луганской областях АТО, на возникновения у налогоплательщиков налогового долга, в частности, в части проверки предоставленных налогоплательщиком доказательств, обосновывающих влияние форс-мажорных обстоятельств неисполнения такими плательщиками налогового долга, и ответственности ТПП при предоставлении неправомерного сертификата (заключения).
Относительно уплаты единого социального взноса
Статьей 1 Закона №1669 определено, что период проведения антитеррористической операции - это время между датой вступления в силу Указа Президента Украины от 14 апреля 2014 года № 405/2014 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года "О неотложных мерах относительно преодоления террористической угрозы и сохранения территориальной целостности Украины" (далее - Указ № 405) и датой вступления в силу Указа Президента Украины о завершении проведения антитеррористической операции или военных действий на территории Украины.
Территория проведения антитеррористической операции - территория Украины, на которой расположены населенные пункты, определенные в утвержденном Кабинетом Министров Украины перечне, где проводилась антитеррористическая операция, начатая в соответствии с Указом № 405.
Согласно пункту 94 раздела VIII Закона Украины № 2464 "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - Закон № 2464) плательщики единого взноса, указанные в статье 4 этого Закона, состоящие на учете в фискальных органах, расположенных на территории населенных пунктов, определенных в перечне, указанном в статье 2 этого же Закона, где проводилась антитеррористическая операция, начатая в соответствии с Указом № 405, освобождаются от исполнения своих обязанностей, предусмотренных частью второй статьи 6 Закона № 2464, на период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции или военного или чрезвычайного положения.
В соответствии с частью второй статьи 6 Закона № 2464 плательщик единого взноса обязан, в частности, своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос, подавать отчетность и т.п.
Учитывая изложенное, плательщики единого взноса, состоящие на учете в фискальных органах, расположенных на территории, где проводилась антитеррористическая операция или было объявлено военное или чрезвычайное положение на период антитеррористической операции освобождаются от своих обязанностей относительно своевременного и в полном объеме начисления, исчисления и уплаты единого взноса, представления отчетности фискальному органу.
Таким образом, Закон № 1669 не отменяет обязанностей, определенных частью второй статьи 6 Закона N№2464, а позволяет плательщикам единого взноса на период проведения АТО не исполнять их в установленные сроки (своевременно) и полном объеме.
Следовательно, в соответствии с требованиями Закона N 1669 указанные обязанности должны быть исполнены плательщиками единого взноса по окончании АТО.
Ответственность, штрафные и финансовые санкции, предусмотренные Законом № 2464 за невыполнение, несвоевременное выполнение, выполнение не в полном объеме обязанностей, в период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции к плательщикам единого взноса, которые не позднее тридцати календарных дней, следующих за днем окончания АТО, подали фискальному органу заявление и сертификат ТПП, не применяются.
Относительно установления нулевой ставки платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в отношении земельных участков и недвижимого имущества, находящихся в зоне АТО и не использующихся в хозяйственной деятельности на период до окончания АТО
В целом поддерживая изложенное в письме предложение, отмечаем, что в настоящее время на рассмотрении в Верховной Раде Украины находится проект Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о временных мерах на период проведения антитеррористической операции)" под реестром № 0942 (далее - законопроект N 0942), который был одобрен в первом чтении Верховной Радой Украины VII созыва под реестром № 4314.
Этим законопроектом предлагается урегулировать вопрос порядка и сроков уплаты налогов и сборов, а также учета плательщиков на территории проведения АТО.
Во время заседаний в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики рабочими группами по подготовке законопроекта № 0942 ко второму чтению, в частности, обсуждался вопрос о принятии нормы, согласно которой не являются объектами обложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участки, объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на временно оккупированной территории, а также не начисляется и не уплачивается плата за землю, в том числе арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности, расположенные на отдельных территориях проведения антитеррористической операции, отличных, чем временно оккупированная территория, и пострадавших в результате боевых действий и непригодных для использования, признанных по решению органов местного самоуправления или органов власти.
В случае принятия Верховной Радой Украины законопроекта № 0942 с учетом приведенной выше нормы поднятый в письме вопрос будет урегулирован.
Заместитель Министра Е. Макеева
Источник: : http://www.profiwins.com.ua/ru/letter...
Комментарии к материалу