О подтверждении бенефициарного статуса нерезидента для уменьшения ставки налога на доходы нерезидентов
29.06.2016 866 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 10.06.2016 г. № 12995/6/99-99-15-02-02-15
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно подтверждения бенефициарного статуса нерезидента для уменьшения ставки налога на доходы нерезидентов в виде процентов и, руководствуясь ст. 52 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ (далее - Кодекс), сообщает следующее.
В соответствии с подпунктами 141.4.1, 141.4.2 п. 141.4 ст. 141 Кодекса с доходов в виде процентов, выплачиваемых в пользу нерезидента, в том числе процентов по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом, удерживается налог по ставке в размере 15 проц. их суммы и за их счет, уплачиваемый в бюджет во время такой выплаты, если другое не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, вступившими в силу.
Согласно п. 103.2 ст. 103 Кодекса лицо (налоговый агент) вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или уменьшенную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором во время выплаты дохода нерезиденту, если такой нерезидент является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины.
Таким образом, в соответствии с установленным Кодексом порядком применения международных договоров, резидент не сможет применить положения международного договора, если нерезидент не будет бенефициарным получателем дохода.
При этом бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода для целей применения сниженной ставки налога согласно правилам международного договора Украины к дивидендам, процентам, роялти, вознаграждениям и т.п. нерезидента, полученным из источников в Украине, считается лицо, имеющее право на получение таких доходов и не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным владельцем) или является только посредником относительно такого дохода (п. 103.3 ст. 103 Кодекса).
Указанные положения согласуются с предписаниями действующих договоров об избежании двойного налогообложения, в частности применением в ст. ст. 10 "Дивиденды", 11 "Проценты" и 12 "Роялти" таких договоров словосочетания "если получатель фактически имеет право на них".
Высший административный суд Украины, предоставляя толкование указанного выше термина, в своем решении от 24.03.2014 г. № К/800/52155/13 исходит из того, что "фактический получатель дохода" не должно толковаться в узком, техническом смысле, его значение следует определять в соответствии с целью, задачами международных договоров об избежании двойного налогообложения, таких как "избежание уплаты налогов", и с учетом следующих основных принципов, как "предотвращение злоупотребления положениями договора". Для определения лица как фактического получателя дохода, такое лицо должно обладать не только правом на получение дохода, но и, как показывает международная практика применения соглашений об избежании двойного налогообложения, должно быть лицом, определяющим дальнейшую экономическую судьбу дохода.
Высший административный суд Украины фактически исходит из того, что для признания лица как фактического получателя дохода (бенефициарного владельца) необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но и то, что такое лицо должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, получающим выгоду от дохода и определяющим его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя дохода следует также учитывать выполняемые функции и возложенные на нерезидента риски.
Следовательно, предусмотренные международными договорами льготы по уплате налога не могут быть применены в случае, когда нерезидент действует как промежуточное звено в интересах другого лица, фактически получающего выгоду от дохода. В частности, не могут быть применены льготные ставки налога в случае, когда доход (в рамках соглашения или серии сделок) с источником его происхождения из Украины выплачивается таким образом, что нерезидент (промежуточное звено, имеющее узкие, ограниченные полномочия в отношении дохода), претендующий на получение льготной ставки налога с доходов в виде роялти, дивидендов, процентов, выплачивает весь доход (его большую часть) другому нерезиденту, который не мог применить льготную ставку в случае, если бы такой доход выплачивался последнему.
Учитывая изложенное, в случае выплаты нерезиденту процентов фактический владелец такого дохода должен документально подтвердить фактическое право на получение такого дохода.
Кроме того, согласно п. 103.4 ст. 103 Кодекса основанием для освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является представление нерезидентом с учетом особенностей, предусмотренных пп. 103.5 и 103.6 ст. 103 Кодекса, лицу (налоговому агенту), выплачивающему ему доходы, справки (или ее нотариально заверенной копии), подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины.
В соответствии с пп. 14.1.172 п. 14.1 ст. 14 Кодекса налоговая консультация - это помощь контролирующего органа конкретному налогоплательщику относительно практического использования конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования начисления и уплаты налогов или сборов, контроль за взиманием которых возложен на такой контролирующий орган.
Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация (п. 52.2 ст. 52 Кодекса).
Более конкретный ответ по поставленному вопросу возможно предоставить после анализа детального описания и копий документов и материалов по конкретным операциям.
Комментарии к материалу