О налогообложении операций по договору управления имуществом
27.04.2016 2749 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГФС в г. КИЕВЕ
ПИСЬМО
от 21.04.2016 г. № 9392/10 / 26-15-12-01-18
Главное управление ГФС в г. Киеве рассмотрело обращение относительно налогообложения операций по договору управления имуществом и в пределах своих полномочий сообщает.
Согласно п. 1 ст. 1029 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2013 № 435-IV с изменениями и дополнениями (далее - ГКУ) по договору управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (управляющему) на определенный срок имущество в управление, а другая сторона обязуется за плату осуществлять от своего имени управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Согласно п. 1 ст. 1032 и п. 5 ст. 1033 ГКУ учредителем управления является собственник имущества. Управляющий, если это определено договором об управлении имуществом, является доверительным собственником этого имущества, которым он владеет, пользуется и распоряжается в соответствии с законом и договором управления имуществом. Договор об управлении имуществом не влечет за собой перехода права собственности к управляющему на имущество, переданное в управление.
Согласно пп. 5 п. 180.1 ст. 180 НКУ для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по договорам управления имуществом, плательщиком этого налога является лицо - управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом.
При этом для целей налогообложения хозяйственные отношения между управляющим имуществом по собственной хозяйственной деятельности и его деятельности по управлению имуществом приравниваются к отношениям на основе отдельных гражданско-правовых договоров.
Пунктом 185.1 ст. 185 НКУ определено, что объектом обложения НДС являются, в частности, операции плательщиков налога по поставке товаров и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 НКУ.
При этом операции по предоставлению товаров в рамках договоров доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, не предусматривающих передачу прав собственности на такие товары и не связанных с покупкой или продажей таких товаров, не считаются поставкой товаров (пп. 14.1.191 и пп. 14.1.202 п. 14.1 ст. 14 НКУ).
Учитывая вышеизложенное, операции по передаче и возврате имущества в рамках договора управления имуществом, которые не предусматривают передачи прав собственности на такое имущество, НДС не облагаются.
Относительно операций по управлению имуществом, которые осуществляются управляющим за плату и в интересах учредителя управления в рамках договора управления имуществом, является операцией по поставке товаров / услуг, облагается НДС на общих основаниях (по ставке 20 процентов).
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 № 375, Минфин является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Минфин является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую и бюджетную политику, государственную политику, в частности, в сфере бухгалтерского учета.
Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности (п. 2 ст. 6 Закона Украины от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).
Итак, по вопросу на балансе какой из сторон договора управления должен учитываться переданный в управление имущественный комплекс после подписания договора управления, целесообразно обращаться в Министерство финансов Украины.
Следует отметить, что ст. 36 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять соответствие проведения ими операций.
Оценка правомерности отражения в налоговом учете хозяйственных операций может быть осуществлена только в рамках налоговой проверки в соответствии с требованиями Кодекса.
Согласно статье 52 НКУ налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
Также стоит отметить, что в каждой районной государственной налоговой инспекции города Киева функционируют Центры обслуживания налогоплательщиков, в которых также предоставляются устные консультационные услуги по вопросам практического применения норм Налогового кодекса Украины. В случае возникновения дополнительных вопросов, ГУ ГФС в г. Киеве предлагает обратиться непосредственно в налоговый орган по месту вашей государственной регистрации.
Заместитель начальника Е.М. Прудникова
Комментарии к материалу