Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Новое – о лицензировании на рынке горючего: 11 горячих вопросов

13.06.2019 2115 0 1

Уже через несколько недель, а именно с 1 июля произойдут некоторые существенные изменения в налоговом законодательстве. В частности, предполагается совершенствование контроля за оборотом горючего и этилового спирта, вводится отдельный учет за перемещением такого спирта в Системе электронного администрирования реализации полного и спирта этилового (СЕАРП). Вводится лицензирование деятельности по производству и обороту горючего; совершенствуется система электронного администрирования его реализации, вместо существующего агрегированного учета топлива по субъекту хозяйствования. Внедряется также учет мест фактического нахождения горючего в стационарных акцизных складах или передвижных акцизных складах такого предприятия и тому подобное.

1. С какого периода применяются штрафные санкции за хранение горючего без наличия лицензии?

06.06.2019 года принят Закон о внесении изменений в статью 18 Закона Украины «О государственном руления производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», согласно которому применение к субъектам хозяйствования финансовой санкции в виде штрафа в при хранении горючего без наличия соответствующей лицензии отсрочено до 31 декабря 2019 года.

2. Какие документы подаются налогоплательщиком для получения лицензии на право реализации и хранения горючего?

Для получения лицензии субъект хозяйствования должен подать заявление, квитанцию ​​о внесении годовой платы за лицензию, а кроме того - самостоятельно заверенные копии:

  • документов, подтверждающих право собственности или право пользования земельным участком любого целевого назначения, на котором расположен объект хранения горючего;
  • акта ввода в эксплуатацию объектов в месте хранения горючего или до 2022 года - документа, подтверждающего право собственности в отношении всех объектов в месте хранения горючего;
  • разрешения на начало выполнения работ повышенной опасности и начало (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

3. По какому адресу подаются заявления о получении лицензии?

В зависимости от того, какая именно лицензия необходима, заявления направляются:

  • для производства горючего - в адрес ГФС Украины (04655, г. Киев, Львовская площадь, 8);
  • для оптовой торговли - в адрес ГФС Украины (04655, г. Киев, Львовская площадь, 8);
  • для розничной торговли горючим и хранения горючего - в адрес Главных управлений ГФС в областях и г. Киеве по месту торговли и по месту расположения мест хранения;

4. Какая стоимость лицензии и зависит ли она от конкретного вида деятельности?

Стоимость годовой платы за лицензию составляет 780 грн за производство или хранение горючего; 2 тыс грн - за каждое место розничной торговли горючим, и 5 тыс грн - за каждое оптовое. В случае отсутствия у лицензиата мест оптовой торговли горючим стоимость составит 10 тыс грн.

5. Необходима ли лицензия субъекту хозяйствования, который осуществляет оптовую торговлю горючим, но при этом не имеет соответствующего места торговли?

Так, субъектам хозяйствования, которые осуществляют оптовую торговлю горючим без наличия у них соответствующих мест торговли, нужна лицензия.

Также под лицензирование подпадают субъекты хозяйствования, которые являются владельцами или пользователями мест, где они осуществляют деятельность по производству, хранению горючего (собственного или полученного на хранение от других лиц), оптовой и розничной торговли горючим.

6. В какие сроки необходимо подать заявку на пополнение объемов остатка горючего и возможно продление срока регистрации плательщиком налога и регистрации акцизных накладных?

Субъекты хозяйствования имеют возможность до 1 июля 2019 года зарегистрироваться плательщиками налога и зарегистрировать в системе электронного администрирования реализации горючего все акцизные склады, распорядителями которых такие налогоплательщики будут состоянию на 1 июля 2019 года.

Согласно п.45 Порядка электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 24.04.2019 № 408 установлено: для учета в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового остатков горючего у субъектов хозяйствования (которые в соответствии с п . 212.1 ст. 212 Кодекса до 1 июля 2019 не подпадали под определение плательщиков акцизного налога, а с 1 июля 2019 подпадают), учет которого в системе электронного администрирования реализации горючего не осуществлялся, такие плательщики с 16 до 20 июля 2019 (включительно) без уплаты акцизного налога подают заявку на пополнение объемов остатка горючего по состоянию на 1 июля 2019 по каждому коду горючего согласно УКТ ВЭД и каждым акцизным складом/акцизным складом передвижным для дальнейшего использования исключительно для собственного потребления или промышленной переработки.

7. Какие нормативно-правовые акты по 01.07.2019 регулировать порядок получения лицензии, электронного администрирования реализации горючего?

Как мы уже говорили, с 1 июля субъекты хозяйствования, которые осуществляют производство, оптовую, розничную продажу и хранение горючего, должны получить лицензию на такую ​​деятельность. Эти изменения введены с целью сокращения объемов теневого рынка горючего, увеличение налоговых поступлений и улучшения качества нефтепродуктов для потребителей.

Лицензия выдается по заявлению субъекта хозяйствования, к которому прилагаются документы, перечень которых определен Законом Украины от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». В частности, документы, подтверждающие право собственности или право пользования земельным участком, технологическая документация (стандарты, регламенты, технологические инструкции), что касается производства и хранения горючего, разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности. Перечень документов не изменился, но для упрощения лицензирования внесены изменения в Закон № 481, согласно которым в документах, подтверждающих право собственности или право пользования земельным участком, не требуется указывать целевое назначение такого участка, как это было предусмотрено ранее.

С целью обеспечения норм Налогового кодекса было разработано постановление Кабинета Министров Украины от 24 апреля 2019 № 408 «Некоторые вопросы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового», которым утвержден Порядок электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового. Постановление вступило в силу 25.05.2019 года. А пункт 4 постановления (перечень нормативных актов, утративших силу) и пункты 19 - 44 Порядка электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (определяется алгоритм открытия/закрытия электронных счетов плательщиков акцизного налога и расчетов с бюджетом, работы СЕАРП), утвержденного этим постановлением, вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Кроме того, разработан приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении форм заявления о регистрации плательщика акцизного налога с реализации горючего или спирта этилового и/или акцизных складов, акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировка) остатка горючего, заявки на пополнение (корректировка) остатка спирта этилового, Порядка заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировка) остатка горючего, заявки на пополнение (коригув ния) остатка спирта этилового», который проходит процедуру согласования центральными органами исполнительной власти.

8. Является ли субъект хозяйствования плательщиком акцизного налога - при условии покупки и использования горючего для собственных нужд?

Реализация горючего - это любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузки) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без таковой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада/акцизного склада передвижного: к акцизного склада; к акцизного склада передвижного; для собственного потребления или промышленной переработки; любым другим лицам (п.п.14.1.212 п.14.1 ст.14 Кодекса).

Следовательно, операции по использованию горючего для нужд собственного потребления, будут считаться реализацией горючего, если такие операции осуществляет субъект хозяйствования, который является распорядителем акцизного склада.

9. Будут ли считаться места хранения горючего акцизным складом, а субъект хозяйствования - распорядителем акцизного склада - при условии, что приобретенные объемы горючего превышают установленные новыми нормами Налогового кодекса, при этом сохраняется такое топливо в специальных емкостях и использует для собственных нужд?

Акцизный склад - это, в частности помещения или территория на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, разлива, погрузки-разгрузки, хранения, реализации горючего (п.п. «б» п.п.14.1.6 п.14.1 ст.14 Кодекса).

Поскольку субъект хозяйствования закупает и хранит горючее на территории в емкостях, общая вместимость которых превышает указанные в п.п.«б» п.п.14.1.6 п.14.1 ст.14 Кодекса (в редакции с 01.07.2019), то такие места хранения горючего будут отвечать признакам акцизного склада. А субъект хозяйствования (при наличии документов о праве собственности/пользования помещением или территорией, указанных как акцизный склад) - будет считаться распорядителем акцизного склада.

10. Какой порядок регистрации плательщиком акцизного налога и акцизного склада?

Согласно п.п.212.3.4 п.2121.3 212 Кодекса лица, которые будут осуществлять реализацию горючего, подлежат обязательной регистрации как плательщики налога контролирующими органами по местонахождению юридических лиц, месту жительства физических лиц - предпринимателей до начала осуществления реализации горючего.

Регистрация плательщика налога осуществляется на основании представления лицом не позднее, чем за три рабочих дня до начала осуществления реализации горючего, заявления, форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2016 № 218.

Субъекты хозяйствования, которые будут отвечать определению налогоплательщиков с 1 июля 2019 года, обязаны до 1 июля 2019 зарегистрироваться плательщиками налога и зарегистрировать в СЕАРП и СЕ все акцизные склады, распорядителями которых такие налогоплательщики будут состоянию на 1 июля 2019 года.

11. Смжет ли субъект хозяйствования получить одну лицензию на несколько мест хранения горючего?

Изменениями, внесенными в Закон Украины от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», предусмотрено, что с 1 июля 2019 вводится лицензирование деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, осуществляющих, в частности хранения горючего. Согласно этому закону:

Место хранения горючего - это место (территория), на котором расположены здания и/или оборудования, и/или емкости, используемые для хранения горючего на праве собственности или пользования.

Хранение горючего - деятельность по хранению горючего (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик.

Таким образом, для хранения горючего, субъекту хозяйствования необходимо получить соответствующую лицензию на каждое место хранения горючего.

officevp.sfs.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы