Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Новации рынка труда: Закон №2622-IX

04.11.2022

Сфера занятости продолжает адаптироваться к новым вызовам в направлении повышения эффективности активных программ и доступности предоставляемых услуг. Значительным шагом на этом пути стало принятие 21.09.2022 г. Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании службы занятости, социальном страховании на случай безработицы, содействии продуктивной занятости населения, в том числе молодежи, и внедрении новых активных программ на рынке труда» №2622-IX. Им существенно обновляется содержание положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» № 1533 (Закон о социальном страховании на случай безработицы) и Закона Украины № 5067 «О занятости населения» (Закон о занятости населения). Закон № 2622-IX вступает в силу с 29.10.2022 г., кроме положений, указанных в пункте 1 Раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2622-IX.

  1. Расширение размера программ содействия занятости и их адресатов

Видами социальных услуг по Закону о социальном страховании на случай безработицы и Законом о занятости населения также другие программы содействия занятости населения, которые вводятся отдельными решениями Кабинета Министров Украины. В соответствии с изменениями, вносимыми в ст. 14 Закона о занятости населения будет предусмотрена новая категория лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, а именно «другие категории граждан, определенные Кабинетом Министров Украины, с учетом ситуации на рынке труда, а также установление карантина, возникновение чрезвычайной ситуации, введение чрезвычайного или военного положения в стране».

  1. Отказ от квот на трудоустройство отдельных категорий лиц

В рамках отмены механизма квотирования трудоустройства изымается статья 196 Кодекса законов о труде Украины и вносятся поправки в ст. 14 Закона о занятости населения. Следовательно, отменяются и штрафы за несоблюдение квот. При этом работодатели могут пользоваться материальными стимулами в случае приема на работу определенных категорий лиц, уязвимых на рынке труда.

  1. Изменение подходов к стимулированию занятости наиболее уязвимых лиц

Среди прочего, работодателю, который по направлению центра занятости трудоустраивает сроком не менее одного года:

  1. лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось не более 5 лет,
  2. лиц с инвалидностью до наступления пенсионного возраста,
  3. участников боевых действий и лиц, состоящих в статусе зарегистрированного безработного свыше 1 месяца - компенсируются 50% фактических затрат на оплату труда, но не больше размера минимальной зарплаты.

Длительность выплаты компенсации составляет 6 месяцев (ст. 26 Закона о занятости населения).

  1. Новые инструменты содействия занятости молодежи

Работодателю, который по направлению центра занятости трудоустраивает зарегистрированного безработного из числа лиц:

  • в возрасте до 25 лет, суммарно имеющих страховой стаж не более 12 месяцев;
  • в возрасте до 35 лет – на первое рабочее место;
  • уволенных из срочной военной или альтернативной (невоенной) службы – на первое рабочее место после такого увольнения - компенсируется 50 процентов минимальной заработной платы за соответствующее лицо за месяц.

Общая продолжительность выплаты компенсации составляет не более шести месяцев при сохранении гарантий занятости лица в течение периода, превышающего выплаты в два раза. Указанные новации предусмотрены ст. 29 Закона о занятости населения.

  1. Дополнительные меры по преодолению длительной безработицы

Работодателю, трудоустраивающему лицо, находящемуся в статусе зарегистрированного безработного свыше 6 месяцев, по направлению центра занятости сроком не менее двух лет, компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен, но не больше двойного размера минимального страхового взноса. Длительность выплаты компенсации составляет 12 месяцев (ст. 261 Закона о занятости населения).

  1. Зависимость поддержки безработных от продолжительности трудовой деятельности

Новые принципы назначения выплат поощряют длительное и легальное трудоустройство, ведь продолжительность получения пособия по безработице будет варьироваться: от 180 календарных дней (при наличии страхового стажа до 3 лет) до 360 календарных дней (при наличии страхового стажа более 30 лет). Застрахованным лицам размер пособия по безработице определяется в процентах к их средней заработной плате (доходу), в зависимости от страхового стажа, но не менее минимального размера пособия по безработице, установленный для этой категории лиц:

  • до 3 лет – 50%;
  • от 3 до 6 лет – 55%;
  • от 6 до 12 лет – 60%;
  • от 12 до 18 лет – 65%;
  • от 18 до 24 лет – 70%;
  • от 24 до 30 лет – 75%;
  • более 30 лет – 80%.

Для лица, страховой стаж которого составляет не менее 15 лет и которое в течение 15 лет, предшествовавших месяцу предоставления статуса зарегистрированного безработного, не получало пособия по безработице, при определении размера пособия по безработице проценты к средней заработной плате (доходу) увеличиваются на 10 процентных пунктов (поправки в ст. 23 Закона о социальном страховании на случай безработицы).

  1. Осовременивание подходов по подходящей работе

Подходящей для безработного считается работа, которая одновременно:

1) соответствует его образованию, профессии, квалификации, а также приобретенному опыту работы. При предложении подходящей работы учитывается продолжительность работы по профессии (профессии соответствующей группы при наличии навыков), специальности, квалификация, опыт, продолжительность безработицы, а также потребность рынка труда;

2) учитывает транспортную доступность, установленную распоряжением главы местной государственной администрации или решением исполнительного органа соответствующего совета. Подходящей считается работа, если время и расстояние проезда до места работы (в одну сторону), где организовано ежедневное транспортное сообщение, для безработных, трудоустраивающихся на условиях: а) полного рабочего времени - не превышает полутора часов и 60 километров; б) неполного рабочего времени – не превышает одного часа и 40 километров;

3) соответствует уровню заработной платы в зависимости от продолжительности безработицы. При подборе подходящей работы учитывается заработная плата в размере:

  • не ниже размера заработной платы (дохода, денежного довольствия) по последнему месту работы (службы), а для лиц, находящихся в статусе зарегистрированного безработного, — в течение 90 календарных дней со дня предоставления статуса безработного;
  • 60% размера заработной платы (дохода, денежного довольствия) по последнему месту работы (службы) - для лиц, находящихся в статусе зарегистрированного безработного с 91-го по 180-й календарный день;
  • минимальная заработная плата для работы на условиях полного рабочего времени (дня) для лиц, находящихся в статусе безработного свыше 180 календарных дней и других категорий граждан.
  1. Новые возможности по повышению конкурентоспособности

Расширена доступность программы по предоставлению ваучеров на обучение с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда. В частности, право на получение ваучера получат новые категории граждан:

  • лица, уволенные с военной службы после участия в мероприятиях, необходимых по обеспечению обороны Украины, защиты безопасности населения и интересов государства в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины;
  • лица с инвалидностью при отсутствии подходящей работы, а также лица, которые в период действия военного положения в Украине или отдельных ее территориях во время службы, трудовой и другой деятельности, проживание на соответствующей территории получили ранения, контузию, увечье или заболевание вследствие военной агрессии, находясь непосредственно в районах проведения военных (боевых) действий и в период совершения военных (боевых) действий или в районах, подвергавшихся бомбардировкам, авиаударам и другим вооруженным нападениям.

Эти лица и другие категории граждан, указанные в ст. 30 Закона о занятости населения, смогут получить ваучер на обучение путем:

  • переподготовки по рабочей профессии;
  • подготовки по специальности для получения степени магистра на основе степени бакалавра или магистра, полученных по другой специальности;
  • подготовки на следующем уровне образования (кроме третьего (образовательно-научного/образовательно-творческого) уровня высшего образования);
  • специализации и повышения квалификации по профессиям и специальностям.
  1. Расширение круга лиц, которые могут получать услуги как безработные

Статус зарегистрированного безработного и право на выплату пособия по безработице смогут также приобрести одинокая мать (отец), осуществляющая уход за ребенком с инвалидностью и один из родителей, приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, усыновитель, опекун, попечитель ребенка с инвалидностью подгруппы А, которые в соответствии с Законом Украины "О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью" имеют право на назначение надбавки по уходу за ребенком. Это предполагает изменения, внесенные в ч. 1 ст. 43 Закона о занятости населения.

  1. Уточнение особенности обслуживания безработных в период военного положения

Во время действия военного положения выплата пособия по безработице прекращается, в частности, с 31 календарного дня со дня пересечения зарегистрированным безработным государственной границы Украины в случае непрерывного пребывания им за границей более 30 календарных дней.

https://www.dcz.gov.ua


Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы