Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

НБУ разъясняет закон о платежных услугах

05.07.2021

Национальный банк приветствует решение Верховной Рады Украины поддержать во втором чтении и в целом Закон Украины «О платежных услугах» (законопроект № 4364). Благодаря голосам «за» от 241 депутата украинцы получат новое качество платежных услуг.

Принятый закон направлен на модернизацию и дальнейшее развитие украинского рынка платежных услуг.

Его нормы способствуют инновациям в финансовой сфере, устанавливают правила предоставления платежных услуг в Украине и требования к их поставщикам, повышают безопасность и эффективность оказания этих услуг, расширяют круг поставщиков платежных услуг и упорядочивают их деятельность, меняют устаревшие подходы к правовому регулированию платежного рынка.

Обновления платежного законодательства дает возможность адаптировать законодательство Украины к законодательству ЕС, сформировав правовую основу для интеграции украинского платежного рынка с европейским. Новый закон базируется на современных требованиях и учитывает нормы европейских регуляторных актов, в частности Второй платежной директивы (PSD2) и Директивы по электронным деньгам (EMD).

«Принятие современного закона о платежных услугах создает условия для дальнейшего развития платежных продуктов, услуг и инноваций. Усилению здоровой конкуренции будет способствовать возможность для новых участников выйти на рынок. Клиенты смогут получить новые удобные платежные услуги - качественные и по более выгодной цене. Заработает концепция открытого банкинга, которая должна объединить различных поставщиков платежных услуг и технологические платформы в единую платежную эко-систему. Это станет мощным стимулом для модернизации уже существующих платежных решений, а также толчком для дальнейшего развития финтеха», - отметил заместитель Председателя Национального банка Украины Алексей Шабан.

Платежный рынок теперь ждет комплексная трансформация и изменения, ключевые из которых предусматривают следующее:

  • на рынке платежных услуг в Украине будут определены девять категорий поставщиков платежных услуг, среди них - почтовые операторы и даже органы государственной власти при определенных условиях. Появятся новые участники - учреждения электронных денег, филиалы иностранных платежных учреждений, поставщиков услуг по предоставлению сведений из счетов, платежные учреждения - аналог небанковских финансовых учреждений, но с расширенным перечнем платежных услуг;
  • будет существовать девять платежных услуг, из них семь - финансовых, две - нефинансовые (услуга по инициированию платежной операции и услуга по предоставлению сведений из счетов). Новые участники рынка смогут выбрать одну платежную услугу и сконцентрироваться на разработке удобных сервисов именно для нее;
  • у небанковских поставщиков платежных услуг (платежных учреждений, учреждений электронных денег, почтовых операторов и других поставщиков платежных услуг) появится возможность открывать платежные счета, выпускать платежные карты и электронные деньги (сейчас такие возможности доступны только банкам);
  • благодаря новому закону рынок трансформируется, и от небанковских финансовых учреждений не будет требоваться участие в платежных системах для осуществления перевода. Теперь эти учреждения смогут самостоятельно работать на платежном рынке, что упростит их деятельность;
  • Национальный банк и в дальнейшем будет иметь право создавать системы межбанковских расчетов, системы розничных платежей и другие виды платежных систем для выполнения платежных операций;
  • центральный банк получил право выпускать «цифровую валюту Национального банка Украины», а также создать Регуляторную песочницу - платформу для тестирования услуг, технологий и инструментов на платежном рынке, основанных на инновационных технологиях, функционирование которой предусматривает тесное взаимодействие регулятора со стартапами и понимание их потребностей;
  • создание условий для внедрения в Украине концепции открытого банкинга (Open banking). Предоставители платежных услуг (в частности, банки) должны будут открыть свои API для других поставщиков платежных услуг и предоставить возможность подключаться к интерфейсам банковских сервисов, обмениваться с ними данными каждому участнику рынка, который предоставляет платежные услуги и имеет на это разрешение регулятора. Национальный банк уже начал сотрудничество с участниками украинского платежного рынка над выработкой единых стандартов открытых API - удобных, понятных и приемлемых для всех. Национальный банк планирует, что Open banking заработает в Украине в 2023 году;
  • условия предоставления платежных услуг станут прозрачными, а клиенты будут получать больше информации о них. Особое внимание будет уделяться защите пользователей платежных услуг от киберугроз. Так, с целью минимизации кибермошенничества усиливается ответственность за незаконные действия с платежными инструментами и средствами доступа к банковским и / или платежных счетов, а также требования к безопасности платежных операций - поставщикам платежных услуг необходимо будет использовать усиленную аутентификацию пользователей в определенных случаях.

https://bank.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
14.10.2025
Что может лоббировать бизнес и какие предусмотрены исключения
Какие направления в законодательстве может лоббировать бизнес, а какие запрещено? Рассмотрим в этом материале. Больше по теме: Коррупционные риски оплаты труда руководителя Уполномоченные по вопросам предотвращения и выявления коррупции в ОМС: требования и обязанности В соответствии с положениями ...
14.10.2025
В какой бюджет уплачивают НДФЛ ЮЛ без обособленных подразделений, имея арендованные помещения с работниками
НДФЛ подлежит уплате в соответствующий бюджет по местонахождению (расположению) собственных или арендованных помещений (зданий) в разных регионах Украины, в которых работают наемные работники такого юридического лица, несмотря на отсутствие у него обособленных структурных подразделений. Больше по те...
14.10.2025
Освобождаются ли от уплаты ЕСВ с 01.10.2025 мобилизованные ФЛП-работодатели
Мобилизованные ФЛП-работодатели освобождаются от уплаты ЕСВ с 01.10.2025, если работодатель, согласно положениям ч. 6 ст. 4 Закона от 08.07.2010 № 2464-VI, уплатил за таких лиц страховой взнос в размере не меньше минимального страхового взноса. Больше по теме: Предприниматель на общей системе не ос...
Лучшие материалы