Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

НБУ ответил на запрос по вопросам оприходования наличности

10.05.2019

Несогласованность различных нормативных документов в сфере регулирования наличных расчетов и немалые штрафные санкции за нарушения вызывают многочисленные вопросы у практикующих бухгалтеров. Мы собрали наиболее частые вопросы и направили запрос в НБУ.

Регулятор в письме от 25.04.19 г. № 50-0006/22839 в адрес ОО «ВБК» высказал свое мнение по поставленным вопросам. Читайте и делайте выводы самостоятельно.


запрос

Председателю Национального банка Украины
Смолию Я. В.

ПИСЬМО
Общественной организации «Всеукраинский бухгалтерский клуб»
от 04.03.19 г. № ВБК 1036/0003

Относительно запроса, поданного членами ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб»

Уважаемый Яков Васильевич!

ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб» выражает Вам свое уважение и надеется на плодотворное сотрудничество относительно обеспечения широкого диалога с общественностью в целях поиска эффективных идей в рамках выполнения Программы экономических реформ.

Обращаемся к Вам по поручению членов ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб». В период с 14 января до 28 февраля 2019 года в 16 областных центрах Украины были проведены семинары-практикумы, в работе которых приняли участие более 1 500 бухгалтеров-практиков из различных регионов, представители Государственной фискальной службы и ведущие научные работники.

По результатам этих мероприятий был очерчен круг проблем, которые наиболее волнуют бухгалтерское сообщество. В частности, было решено обратиться в Национальный банк Украины со следующими вопросами:

1. Обособленное подразделение проводит наличные расчеты с применением РРО без ведения кассовой книги. КУРО на РРО не зарегистрирована. Будет ли считаться наличность оприходованной, если будет обеспечено хранение ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного п. 44.3 ст. 44 Налогового кодекса?

2. Обособленное подразделение проводит наличные расчеты с применением РРО без ведения кассовой книги. КУРО на РРО зарегистрирована. Согласно п. 6 гл. 4 разд. ІІ Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547, КУРО применяется только на период выхода из строя РРО или отключения электроэнергии. Будет ли считаться наличность оприходованной, если будет обеспечено хранение ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного п. 44.3 ст. 44 Налогового кодекса?

3. Обособленное подразделение проводит наличные расчеты с применением РРО без ведения кассовой книги. КУРО на РРО зарегистрирована. Как правильно оприходовать наличность в период ремонта РРО и проведения расчетов с покупателями с применением расчетных квитанций? Достаточно ли будет внести данные расчетных квитанций в КУРО?

4. Предприниматель проводит расчеты с применением расчетных квитанций и ведением КУРО. При каких условиях наличность будет считаться оприходованной:

1) в случае внесения данных расчетных квитанций в КУРО;

2) в случае внесения данных расчетных квитанций в КУРО и ведения учета наличности в книге учета доходов и расходов (в книге учета доходов);

3) в случае ведения учета наличности в книге учета доходов и расходов (книге учета доходов)?

5. Предприниматель – плательщик НДС согласно Порядку ведения книг учета доходов и расходов должен записывать сумму полученного дохода без учета НДС. Считается ли наличность оприходованной своевременно и в полной сумме, если в книге доход, полученный наличностью с НДС, будет отражен без учета НДС?

6. Имеет ли право предприятие оплатить консульскую легализацию документов в консульстве иностранного государства на территории Украины наличной иностранной валютой? Принимать оплату в безналичной форме или гривнях в консульстве отказываются (в п. 50 Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 2, речь идет только о возможности оплаты наличностью виз).

От имени бухгалтерского сообщества Украины просим НБУ помочь и предоставить официальный ответ на поставленные выше вопросы.

Надеемся на Вашу поддержку и дальнейшее сотрудничество в поиске путей решения неотложных проблем.

Аполлон Позов,
председатель Совета
ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб»


ответ

Письмо
Национального банка Украины ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб»
от 25.04.19 г. № 0006/22839

Национальный банк Украины рассмотрел письмо Общественной организации «Всеукраинский бухгалтерский клуб» от 04.03.19 г. № ВБК 1036/0003 относительно предоставления разъяснения по вопросам оприходования наличности в кассах обособленных подразделений предприятий и сообщает следующее.

Относительно первого и второго вопросов

В соответствии с нормами пункта 11 раздела II Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.17 г. № 148 <...> (далее – Положение), наличность, поступающая в кассы, оприходуется в день получения наличности в полной сумме.

Оприходованием наличности в кассах учреждений/предприятий и их обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с применением регистраторов расчетных операций (далее – РРО) и с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.

Оприходованием наличности в кассах обособленных подразделений учреждений/предприятий, которые проводят наличные расчеты с применением РРО без ведения кассовой книги, является обеспечение хранения ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного пунктом 44.3 статьи 44 Налогового кодекса Украины, и внесение информации согласно фискальным отчетным чекам в соответствующие книги учета (КУРО – в случае ее использования).

Приказом Министерства финансов Украины от 14.06.16 г. № 547 «Об утверждении порядков относительно регистрации регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций» (с изменениями – приказ от 20.09.18 г. № 773) (далее – Приказ № 547) предусмотрена возможность субъекта хозяйствования не регистрировать и не хранить КУРО.

Таким образом, по нашему мнению, в случае регистрации КУРО на РРО информация согласно фискальным отчетным чекам должна вноситься в КУРО. В случае же если КУРО не зарегистрирована на РРО, наличность будет считаться оприходованной при условии обеспечения хранения ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного пунктом 44.3 статьи 44 Налогового кодекса Украины.

Относительно третьего и пятого вопросов

Порядок применения расчетных квитанций, порядок работы с покупателями во время ремонта РРО, учета в книге доходов и расходов определен нормативно-правовыми актами Министерства финансов Украины. Таким образом за разъяснениями предлагаем обратиться в Министерство финансов Украины и/или Государственную фискальную службу Украины.

Относительно четвертого вопроса

Согласно нормам абзацев четвертого и пятого пункта 11 раздела II Положения, оприходованием наличности в кассах субъектов хозяйствования, которые производят наличные расчеты с применением КУРО без применения РРО, является внесение данных расчетных квитанций в КУРО.

Оприходование и учет физлицами-предприни­мателями полученных доходов осуществляется в книгах учета доходов и расходов (или книгах учета доходов) в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины.

Относительно шестого вопроса

Статьей 99 Конституции Украины, статьей 192 Гражданского кодекса Украины установлено, что денежной единицей Украины является гривня, которая является законным платежным средством, обязательным к приему по номинальной стоимости на всей территории Украины.

Статьей 5 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» указано, что гривня является единым законным платежным средством в Украине с учетом особенностей, установленных частью второй данной статьи, и принимается без ограничений на всей территории Украины для проведения расчетов.

Пунктом 120 раздела IX Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 02.01.19 г. № 5 (далее – Положение № 5), установлено, что по текущим счетам в национальной валюте для осуществления расчетов, связанных с содержанием официального представительства, проводятся, в частности, операции по зачислению средств, полученных посольством, консульством за предоставленные консульские услуги, включая средства в наличной форме, а также операции по торговле иностранной валютой.

Таким образом, Положением № 5 предусмотрено зачисление на текущий счет посольства/консульства средств в национальной валюте, полученных за предоставленные консульские услуги, в том числе в наличной форме, и соответственно предусмотрена возможность покупки иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины.

Директор Департамента денежного
обращения Национального банка

В. ЗАЙВЕНКО

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы