Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Нарушение правил уплаты налогов не допускает возможности установления наличия/отсутствия вины плательщика – Верховный Суд

Разъяснение
01.07.2024

При привлечении налогоплательщика к ответственности в правоотношениях за периоды до 1 января 2021 года установление вины не считается возможным. 

В то же время состав налоговых правонарушений согласно п. 57.1, 203.2, 126.1 Налогового кодекса (нарушение правил уплаты налогов) (далее – НК) вообще не допускает возможности установления наличия/отсутствия вины как квалифицирующего признака в поведении плательщика. 

Такой вывод сделал Кассационный административный суд в составе Верховного Суда. 

В соответствии с обстоятельствами дела ГУ ГНС было принято налоговое уведомление-решение, которое обязало ООО уплатить штраф за нарушение срока уплаты суммы денежного обязательства по НДС. Истец считал, что нет оснований применения штрафных санкций ввиду отсутствия обстоятельств вины истца, поскольку бюджетные расчеты происходили на основании договоров о проведении взаиморасчетов согласно механизму погашения налоговой задолженности на средства субвенции из бюджета. 

Удовлетворяя иск, суды признали отсутствие вины плательщика и необоснованное возложение налоговым органом дополнительной финансовой нагрузки вопреки законодательно определенному механизму погашения задолженности перед бюджетом для таких предприятий. 

Пересматривая обжалованные решения, Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение, сделав следующие правовые заключения.

Согласно п. 126.1 НК: если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных настоящим Кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа. 

Контролирующий орган имеет право доказать наличие/отсутствие вины плательщика, в частности, в акте камеральной проверки в отношениях в пределах периодов с 1 января 2021 года после вступления в силу Закона от 17.12.2020 № 1117-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбора данных и информации, необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения». Комплексной оценке подлежат фактические обстоятельства из совокупности соответствующих данных налоговых деклараций и электронных систем и реестров в контексте мнимого, целенаправленного создания плательщиком условий, которые могут иметь другую цель, кроме как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований налогового законодательства. 

Предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть определено путем прямого указания об этом в законе или ином нормативно-правовом акте, что не было сделано в указанном Законе. 

Следовательно, относительно правоотношений за периоды до 1 января 2021 года установление вины не считается возможным. 

В то же время состав налоговых правонарушений согласно п. 57.1, 203.2, 126.1 НК вообще не допускает возможности установления наличия/отсутствия вины как квалифицирующего признака в поведении плательщика. 

Проведение взаиморасчетов по погашению задолженности перед бюджетом для предприятий возможно путем получения средств субвенций только на основании договора и, как следствие, последовательного выполнения обязательств участниками расчетов. В таком случае оценке подлежит установление наличия/отсутствия соответствующего нормативно определенного механизма за каждый соответствующий год, а также существование причинно-следственной связи между неперечислением средств субвенции по разнице в тарифах и возникновением у плательщика налоговой задолженности по НДС по состоянию на предельные даты уплаты налоговых обязательств, достаточность суммы целевой субвенции для погашения суммы соответствующего налогового долга.

НК не закрепляет возможность применения контролирующими органами штрафных санкций на бюджетные средства, которыми, в частности, являются субвенционные средства в соответствии с положениями бюджетного законодательства. Учитывая необходимость обеспечения неотвратимости наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства, баланса между принципами фискальной достаточности и социальной справедливости, начисление контролирующими органами штрафных санкций возможно в пределах суммы задолженности, превышающей размер субвенционных средств, если недоимка образовалась вследствие неуплаты текущих обязательств, а не в связи с неперечислением суммы субвенции. 

Суды предыдущих инстанций не исследовали размеры и механизм начисления субвенций за периоды 2017–2019 годов, существование причинно-следственной связи между неперечислением средств субвенции по разнице в тарифах и возникновением у истца налоговой задолженности по НДС по состоянию на предельные даты уплаты налоговых обязательств, не оценили соответствующие доказательства (в контексте периодов, сумм средств), а также неправильно применили нормы материального права, утверждая об отсутствии вины в действиях плательщика за периоды до 1 января 2021 года по составу правонарушений, для которых не установлен такой квалифицирующий признак. 

Постановление Верховного Суда от 29.05.2024 по делу № 320/13732/20 (административное производство № К/990/40685/23). 

Верховный Суд


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
01.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 16.06.2025) Денежная компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска В Резерв+ появятся новые возможности получить автоматическую отсрочку Правительство утвердило изменения к...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
01.07.2025
Как единщику четвертой группы правильно указать номер декларации, которая уточняется
Номер, под которым была зарегистрирована в контролирующем органе уточняющая общая налоговая декларация плательщика единого налога четвертой группы, показатели которой подлежат исправлению. Больше по теме: Налоговая не принимает декларацию: как понять, в чем причина? Можно ли подать уточняющую декл...
01.07.2025
Какой размер ЕСВ применить при начислении денежного обеспечения военнослужащим – лицам с инвалидностью
Применяют ставку единого взноса в размере 22 %. Больше по теме: Как в 2025 году подтвердить инвалидность работника для начисления ЕСВ и выполнения квоты по трудоустройству Штрафоопасные ошибки по ЕСВ в Объединенном отчете Какой размер единого взноса применяют воинские части и органы, выплачивающие...
01.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 16.06.2025) Денежная компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска В Резерв+ появятся новые возможности получить автоматическую отсрочку Правительство утвердило изменения к...
Лучшие материалы