Налоговые новации 2022 года: акцизный налог
Законом Украины от 30.11.2021 № 1914-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений» после вступления в силу изменений в Бюджетный кодекс Украины предусмотрено перенесение на производителей и импортеров уплаты 5% акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, который сегодня оплачивается субъектами хозяйствования розничной торговли.
Законом Украины от 15 марта 2022 года № 2134-IX «О внесении изменений в раздел VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины и других законодательных актов Украины» изменена дата введения в действие изменений в Бюджетный кодекс, ранее определенная Законом Украины от 15 февраля 2022 г. № 2042-IX «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», а именно: 1 апреля 2022 г. на 1 января 2023 г. о внедрении в действие порядке уплаты импортерами и производителями и отнесении в местные бюджеты 5 % акцизного налога с розничного продажи табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, жидкостей, используемых в электронных сигаретах.
Учитывая указанное, акцизный налог с реализации субъектами розничной торговли:
- из табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, жидкостей, используемых в электронных сигаретах – оплачивается производителями и импортерами при их реализации начиная с 1 января 2023 года;
- табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, независимо от даты производства – платится субъектами хозяйствования розничной торговли по объемам реализованных этих подакцизных товаров до 1 января 2023 года.
Законом Украины от 15 марта 2022 года № 2120-IХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения» внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ), в частности, подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» дополнены новым п. 41 НКУ.
Так, временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, установлена нулевая ставка акцизного налога на такие подакцизные товары по кодам согласно УКТ ВЭД:
- бензины моторные: бензины моторные с содержанием свинца 0,013 г/л или менее: с содержанием не менее 5 мас. % биоэтанола или не менее 5 мас. % этил-третбутилового эфира или их смеси; другие бензины; другие нефтепродукты;
- тяжелые дистилляты (газойль);
- сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном) и другие газы;
- бутан, изобутан.
Учитывая указанное, на топливо:
- плательщики акцизного налога – производители горючего при пополнении объема остатка горючего в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового должны составлять заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, в гр. 6 которой указывать нулевую ставку акцизного налога;
- производители этилена до получения или до ввоза на таможенную территорию Украины в качестве сырья для производства этилена не выдают налоговый вексель на сумму акцизного налога, согласно установленному в п. 229.2. и 229.3 ст. 229 НКУ механизмом ввоза на таможенную территорию Украины без уплаты акцизного налога или реализации производителями горючего по нулевой ставке акцизного налога (поскольку п. 41 подраздела 5 раздела ХХ НКУ установлена нулевая ставка независимо от направления использования такого горючего).
Согласно п. 69.5 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ операции по добровольной передаче или отчуждению, или изъятию подакцизных товаров для нужд обеспечения обороны государства и функционирования других, определенных настоящим пунктом, сфер государства (без предварительного или последующего возмещения их стоимости) для целей налогообложения также не считаются операциями по реализации.
Кроме того, учитывая изменения в п. 216.3 ст. 216 НКУ, по указанным операциям не будет возникать налоговое обязательство.
Учитывая указанное, такие операции у субъектов хозяйствования, которые:
- являются плательщиками акцизного налога – производителями горючего или лицами, реализующими горючее, будет возникать обязанность:
- составлять заявку на пополнение (корректировку) остатка горючего и соответственно акцизную накладную, расчет корректировки акцизной накладной на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для сборки в одном экземпляре 2 – потерянное, испорченное, уничтоженное горючее (п. 214.7 ст. 214 и п. 216.3 статьи 216 раздела VI НКУ);
- отражать в приложении 11 и приложении 10 к декларации следующие операции;
- получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и являются плательщиками акцизного налога по реализации горючего – будет возникать обязанность составлять акцизную накладную на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для сборки в одном экземпляре 2 – потеряно, испорчено, уничтожено горючее (п. 214.7 ст. 214 и п. 216.3 ст. 216 раздела VI НКУ).
При этом не возникает обязанности дополнительного получения лицензии на право оптовой и/или розничной торговли для осуществления таких операций;
- получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не являются распорядителями акцизных складов – плательщиками акцизного налога по реализации горючего – не будут возникать обязанности:
- получать лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим;
- регистрироваться плательщиками акцизного налога и регистрировать акцизные склады;
- учитывать объемы топлива, безвозмездно переданного на указанные нужды, при исчислении объемов, которые субъекты хозяйствования имеют право получить в течение года на хранение с целью использования исключительно для нужд собственного потребления (1 000 кубических метров и плательщик единого налога четвертой группы – 10 000 кубических метров).
Предусмотрено, что восстановление учета горючего и спирта этилового на акцизных складах, частично разрушенными и находящихся в районах проведения боевых действий или на временно оккупированных территориях вооруженными формированиями Российской Федерации будет осуществляться из данных инвентаризации, проведенной после окончания военного положения (п. 69.13). раздела ХХ НКУ).
Таким образом, после окончания военного положения распорядителям акцизного состава по результатам проведенной инвентаризации необходимо:
А). Составить и подать для регистрации в ГНС электронные документы, содержащие данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового, как это предусмотрено ст. 230 НКУ, а именно:
- справку о сводных за сутки итоговых учетных данных по объемам обращения (получения/отпуска) и остатков спирта на акцизном составе производителя спирта и/или производителя отдельных видов продукции, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 27 января 2021 № 43;
- Справку о сводных за сутки итоговых учетных данных об объемах обращения (получения/отпуска) и остатков горючего на акцизном составе горючего, утвержденную приказом Министерства финансов Украины 27 ноября 2018 № 944.
Б) Составить и подать для регистрации акцизные накладные на объемы утраченного горючего (код операции для сборки в одном экземпляре 2 – утраченное, испорченное, уничтоженное горючее (п. 214.7 ст. 214 и п. 216.3 ст. 216 раздела VI НКУ).
В) Привести в соответствие данные (актуализация данных) относительно зарегистрированных акцизных складов, находящихся на них резервуаров, расходомеров-счетчиков и уровнемеров.
https://dp.tax.gov.ua
Комментарии к материалу