Ирина ПЕТРУСЕНКО,
эксперт, ЛІГА:ЗАКОН
Начисляется ли военный сбор на средний заработок мобилизованного работника? И какие налоги начисляются, ведь из бюджета возвращать средства не будут?
С 1 января 2016 года Законом № 911 изложены в новой редакции ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ. Напомним, что именно этими нормами установлены гарантии мобилизованным работникам.
Так, основные гарантии остаются без изменений. А именно на срок до завершения особого периода или до дня фактической демобилизации сохраняются место работы, должность и средний заработок.
При этом такие гарантии мобилизованным работникам распространяются на работников, которые работали до мобилизации на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Перечисленные гарантии от работодателя распространяются на работников, которые после демобилизации продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, но не более чем на срок заключенного контракта.
Также мобилизованным работникам будет осуществляться выплата денежного обеспечения за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом № 2011.
Изменения произошли только касательно источника финансирования среднего заработка, который должен сохраняться за мобилизованными работниками, а вот начислять и выплачивать средний заработок мобилизованным работникам работодатели должны обязательно. То есть из упомянутой выше статьи КЗоТ удалили нормы, предусматривавшие компенсацию такого среднего заработка из бюджета.
Это означает, что работодателей лишили возможности с 2016 года получать компенсацию из бюджета в пределах среднего заработка работникам, призванным на военную службу в особый период.
Так что фактически на работодателей перенесли все бремя по обеспечению гарантий работникам, призванным на военную службу, ведь ч. 2 ст. 265 КЗоТ предусмотрена ответственность в виде штрафа в 10 минимальных зарплат за каждого работника, относительно которого не обеспечены гарантии, указанные в ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ.
Обязанность начислять и выплачивать средний заработок мобилизованным осталась, но теперь платить такой средний заработок работодателям придется из собственных средств.
Еще раз подчеркнем, что новый порядок начисления и выплаты среднего заработка мобилизованным работникам за счет работодателя начинает применяться с 1 января 2016 года.
Порядок налогообложения среднего заработка
Как следствие, если компенсационные выплаты из бюджета работодатели не будут получать, то и не будет действовать освобождение от налогообложения выплат, начисленных в пределах среднего заработка мобилизованным работникам.
Так, начиная с 1 января 2016 года не будут действовать нормы относительно необложения среднего заработка мобилизованным:
* Согласно изменениям, внесенным Законом № 909, эта норма предусматривает неначисление и неудержание ЕСВ с выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятых на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации. То есть не успела новая редакция нормы вступить в силу, как применять ее больше не к чему.
Таким образом, при начислении среднего заработка мобилизованным работникам в 2016 году нужно помнить, что он подлежит начислению "сверху" ЕСВ по ставке 22 %, удержанию "снизу" НДФЛ по ставке 18 % и военного сбора по ставке 1,5 %.
Соответственно, в учете начисленный средний заработок будет отражаться как обычная начисленная зарплата:
Источник: http://chp.com.ua/all-news/item/40153...