Порядок налогообложения доходов физических лиц регламентирован разд. IV Налогового кодекса (далее – НК).
Пунктом 162.1 НК определено, что налогоплательщиком, в частности, является:
Согласно з пп. 14.1.180 НК налоговый агент по НДФЛ – юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента – юридического лица, инвестор (оператор) по соглашению о разделе продукции, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разд. IV НК, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разд. IV НК.
В соответствии с п. 163.1 НК объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.
Кроме того, определенные ст. 163 НК доходы являются объектом обложения военным сбором (пп. 1 пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК).
Подпункт 168.1.1 НК предусматривает, что налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 НК, а также ставку военного сбора 5 %, установленную пп. 1 пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК.
В то же время согласно пп. 165.1.1 НК в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включается сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи, компенсаций, стоимость социальных услуг и реабилитационной помощи (включая денежные компенсации лицам с инвалидностью, на детей с инвалидностью при реализации индивидуальных программ реабилитации лиц с инвалидностью, суммы пособия по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, получаемых налогоплательщиком из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования и в форме финансовой помощи лицам с инвалидностью из Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью согласно закону, указам Президента Украины и актам КМУ, а также стоимость социальной помощи в натуральной форме малообеспеченным семьям, полученной от предоставителей социальных услуг в соответствии с Законом от 17.01.2019 № 2671-VІІІ «О социальных услугах», в том числе (но не исключительно). Исключения, предусмотренные пп. 165.1.1 НК, не распространяются на выплату заработной платы, денежного (выходного) пособия при выходе на пенсию (в отставку) и выплату, связанную с временной потерей трудоспособности.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона от 23.09.1999 № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105) право на страховые выплаты по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности имеют застрахованные лица – граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, проживающие в Украине, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой. Это право возникает с наступлением страхового случая в период работы (включая время испытания и день увольнения), занятие предпринимательской и иной деятельностью, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 10 Закона № 1105 в редакции, действовавшей до 01.01.2023, определено, что Фонд социального страхования (далее – Фонд) обязан обеспечивать финансирование и выплачивать материальное обеспечение, страховые выплаты и предоставлять социальные услуги, предусмотренные Законом № 1105.
В соответствии с положениями ст. 34 Закона № 1105 в редакции, действовавшей до 01.01.2023, финансирование страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам осуществляется рабочими органами Фонда в порядке, установленном правлением Фонда.
Рабочие органы исполнительной дирекции Фонда при реализации норм Закона № 1105 (в редакции, действовавшей до 01.01.2023), а с 01.01.2023 органы ПФУ в части общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности не осуществляют начисление и выплату пособия по временной потере трудоспособности, а только финансируют такие выплаты путем перечисления средств страхователям на основании поданных заявлений-расчетов, а начисление сумм пособия и их выплату осуществляют непосредственно страхователи.
Порядок финансирования страхователей уполномоченным органом управления регламентирован ст. 26 Закона № 1105 (в действующей редакции).
Так, финансирование страхователей для предоставления страховых выплат по страхованию в связи с временной потерей нетрудоспособности застрахованным лицам осуществляется территориальными органами уполномоченного органа управления в порядке, установленном правлением ПФУ.
Основанием для финансирования страхователей территориальными органами уполномоченного органа управления является оформленное по установленному образцу заявление-расчет, содержащее информацию о начисленных застрахованным лицам суммах страховых выплат по их видам.
Страхователь открывает отдельный текущий счет для зачисления страховых средств в банках в порядке, установленном НБУ. Денежные средства, поступающие на указанный счет, учитываются на отдельном субсчете.
Страховые средства, зачисленные на отдельный текущий счет в банке или на отдельный счет в органе, осуществляющем казначейское обслуживание бюджетных средств (далее – отдельный счет), могут быть использованы страхователем исключительно для осуществления застрахованным лицам страховых выплат по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности. Страховые средства, зачисленные на отдельный счет, не могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов, взыскание на основании исполнительных и других документов, по которым осуществляется взыскание в соответствии с законом.
Постановлением правления ПФУ от 21.12.2022 № 28-3 «Некоторые вопросы финансирования для осуществления выплат и предоставления социальных услуг, определенных Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», определено, что Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств Фонда социального страхования Украины, утвержденный постановлением правления Фонда от 19.07.2018 № 12 (далее – Порядок № 12), действует до принятия правлением ПФУ нового механизма финансирования страхователей для предоставления страховых выплат в соответствии с Законом № 1105 (в действующей редакции) и применяется с учетом следующего.
Финансирование для осуществления страховых выплат, определенных Законом № 1105 (в действующей редакции), осуществляется Уполномоченным органом управления в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и от несчастного случая, которым является Пенсионный фонд Украины, на основании заявлений-расчетов, содержащих информацию о начисленных застрахованным лицам суммах страховых выплат по их видам. Заявление-расчет и уведомление о выплате средств застрахованным лицам подаются страхователями.
Положениями Закона от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) определено, что страхователи – это работодатели и другие лица, которые в соответствии с этим Законом обязаны уплачивать единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос). Застрахованное лицо – физическое лицо, которое в соответствии с законодательством подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которое уплачивается или уплачивался в установленном законом порядке единый взнос.
Самозанятое лицо, как страхователь, на основании предусмотренных Законом № 1105 документов принимает решение о назначении страховых выплат, связанных с временной потерей трудоспособности, начисляет суммы для выплаты и оформляет заявление-расчет.
По содержанию заявления-расчета, форма которого определена приложением 1 к Порядку № 12, страхователь просит осуществить финансирование за счет средств социального страхования для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в размере, указанном в заявлении-расчете.
Для зачисления страховых средств страхователь открывает отдельный текущий счет в банках в порядке, установленном НБУ. Денежные средства, поступающие на указанный счет, учитываются на отдельном субсчете.
Итак, самозанятое лицо является относительно себя одновременно страхователем и застрахованным лицом, самостоятельно начисляет выплаты, связанные с временной потерей трудоспособности, получает финансирование на специальный счет и как налоговый агент, обязан своевременно и в полном объеме начислять, удерживать и уплачивать в бюджет НДФЛ и военный сбор.
В соответствии с пп. «б» п. 176.2 НК лица, имеющие статус налоговых агентов, и плательщики единого взноса обязаны подавать в сроки, установленные НК для налогового месяца, Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее – Расчет), в контролирующий орган по основному месту учета.
Следовательно, у самозанятого лица, как налогового агента по доходу в виде пособия по временной нетрудоспособности, согласно п. 51.1 НК возникает обязанность подавать контролирующему органу в сроки, установленные НК для налогового месяца, Расчет.
Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее – Порядок) утвержден приказом Минфина от 13.01.2015 № 4.
Согласно Справочнику признаков доходов физических лиц, приведенному в приложении 2 к Порядку, в Расчете самозанятое лицо отражает начисленную и выплаченную сумму такого дохода по признаку «127», а также суммы начисленного и перечисленного НДФЛ и военного сбора. При этом у самозанятого лица не возникает обязанности подачи налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах по выплатам, связанным с временной потерей трудоспособности.
ОИР, категория 103.25