Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Начисляются ли штрафы во время действия военного положения за период, превышающий 1 095 дней

Разъяснение
24.01.2025

Начисляются ли штрафные (финансовые) санкции и пеня при выявлении контролирующим органом занижения налогового обязательства за период, превышающий 1 095 дней при проведении в период действия военного положения документальной проверки (плановой или внеплановой) ЮЛ?

 Штрафные (финансовые) санкции (штрафы) при определении контролирующим органом суммы налогового обязательства определены п. 123.1 Налогового кодекса (далее – НК).

Начисление пени начинается, в частности, при начислении контролирующим органом по результатам проверки налогового обязательства, в случае обнаружения его занижения – на сумму такого занижения, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налогоплательщиком этого обязательства за соответствующий налоговый (отчетный) период, относительно которого выявлено занижение, и за весь период занижения (в т. ч. за период административного и/или судебного обжалования) (пп. 129.1.2 НК).

В соответствии с требованиями п. 11 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК штрафные (финансовые) санкции (штрафы) по результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующему на день принятия решений по применению таких штрафных (финансовых) санкций.

Предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам соответствуют срокам давности для начисления денежных обязательств, определенным ст. 102 НК (п. 113.1 НК).

Абзацами первым, вторым и четвертым п. 102.1 НК определено, что контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НК, не позднее истечения 1 095-го дня (2 555-го дня – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392, применение требований п. 141.4 НК), что наступает за последним днем ​​предельного срока представления, в частности, налоговой декларации, а если такая налоговая декларация была подана ​​позднее, – за днем ее фактической подачи. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается освобожденным от такого денежного обязательства (в т. ч. от начисленной пени), а спор по поводу такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

В случае подачи налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации или уточняющей декларации контролирующий орган вправе определить сумму налоговых обязательств в пределах поданных уточнений, по такой налоговой декларации в течение 1 095 дней (2 555 дня – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392, применение требований п. 141.4 НК) со дня представления уточняющего расчета (декларации).

С местных налогов и/или сборов, согласно которым предусмотрено представление годовой налоговой декларации, контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право по результатам проверки самостоятельно определить сумму денежных обязательств, в случае обнаружения им по результатам проверки занижения суммы определенного налогоплательщиком налогового обязательства по этим налогам, не позднее окончания 1 095-го дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты этих налогов, определенных соответствующими разделами НК.

Денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом п. 102.1 НК (1 095 дней), если налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана (пп. 102.2.1 НК).

Следует отметить, что п. 522 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК были предусмотрены на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID- 19), остановка течения сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК.

При этом действие п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НК было остановлено на период действия военного, чрезвычайного положения согласно Закону от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения» .

В то же время п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК установлено, что временно на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК.

Так, согласно пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК временно, до 1 августа 2023 года, для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливалось течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК.

Следовательно, при начислении контролирующим органом налогового обязательства, в случае выявления его занижения, по результатам документальной проверки (плановой или внеплановой) юридического лица за период, превышающий 1 095 дней (2 555 дней – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392, применение требований п. 141.4 НК), на сумму такого занижения за этот период начисляются штрафные (финансовые) санкции в соответствии с п. 123.1 НК и пеня согласно ст. 129 НК.

В то же время пп. 69.37 п. 69 подразд. 10 разд. XX НК определено, что временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», в случае уплаты налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ​​получения налогового НУР, суммы налогового обязательства, начисленного по результатам документальных проверок, возобновленных или начатых с 1 августа 2023 года и завершенных до дня прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного данным Указом № 64, штрафные (финансовые) санкции (штрафы), начисленные на сумму такого налогового обязательства, считаются упраздненными, а пеня не начисляется.

Сумма налогового обязательства, уплаченного в порядке, предусмотренном пп. 69.37 п. 69 подразд. 10 разд. XX НК, не подлежит обжалованию.

ОИР, категория 132.02


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
13.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Госстат планирует прекратить ЕГРПОУ: начато обсуждение Внесены изменения в Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 02.05.2025 Работникам планируют предостави...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
16.05.2025
Контроль за работой водителей должен осуществляться независимо от протяженности маршрутов и других обстоятельств
Ответственность наступает за неиспользование карты водителя и неисполнение водителем обязанности по распечатке информации на бумажном носителе о режиме работы и отдыха водителя, или о несоблюдении водителем режима труда и отдыха. Укртрансбезопасность информирует о судебной практике Верховного Суда п...
16.05.2025
Как заполнить форму № 20-ОПП, если объект налогообложения не имеет названия улицы и номера дома
Для заполнения формы № 20-ОПП первоисточником данных по объекту налогообложения, в частности, относительно его местонахождения (адреса), являются правоустанавливающие документы, актуальные на дату ее подачи. Больше по теме: Форма № 20-ОПП: правила подачи и заполнения Какая информация указывается в ...
16.05.2025
Обнародована судебная практика по корпоративным спорам и корпоративным правам за 2024 год
Сделан анализ судебной практики рассмотрения дел по корпоративным спорам и корпоративным правам за 2024 год. Восточный апелляционный хозяйственный суд провел анализ судебной практики рассмотрения дел по корпоративным спорам и корпоративным правам за 2024 год. В частности, проанализирована суде...
Лучшие материалы