Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Нацбанк изменил правила ведения кассовых операций

21.02.2019

Постановлением Правления НБУ от 12.02.19 г. № 37 (далее – Постановление № 37) внесены изменения в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148). Изменения вступили в силу с 15 февраля 2019 года.

Обособленные подразделения

Приведено новое определение термина «обособленные подразделения». Теперь к ним относятся филиалы, представительства, отделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или иное вещное право, предусмотренное законодательством Украины, и прочие структурные подразделения (стационарные или передвижные), в которых реализуются товары, предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции.

Такое новшество упростит порядок оприходования налички (например, в структурных подразделениях предприятия, в которых работает только один продавец и нет возможности вести кассовую книгу и оформлять кассовые ордера).

Ограничения суммы наличных расчетов

Нацбанк уточнил, что 50-тысячное ограничение не распространяется на выплаты, связанные с оплатой труда. Напомним, что к таковым относятся выплаты, которые входят в фонд оплаты труда (ФОТ), а также другие выплаты, которые не входят в ФОТ согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5 (далее – Инструкция № 5) (пп. 1 п. 3 Положения № 148).

Например, с 15.02.19 г. ограничение суммы наличных расчетов не распространяется на выплату физическим лицам больничных и декретных (п. 3.2 Инструкции № 5), материальной помощи, предусмотренной п. 3.31–3.32 Инструкции № 5.

Порядок оприходования наличных

Как и ранее, наличные деньги должны быть оприходованы в кассе в день их получения в полной сумме. В таблицах 1 и 2 сравним порядок оприходования наличных в разные периоды, а именно:

В таблицах 1 и 2 использованы общепринятые сокращения:

  • НКНалоговый кодекс;
  • КО – кассовые ордера;
  • ПКО – приходный кассовый ордер;
  • РК – расчетная квитанция;
  • КУРО – книга учета расчетных операций.

Таблица 1. Порядок оприходования наличных предприятиями и их обособленными подразделениями

Способ ведения наличных
расчетов

Порядок оприходования наличных

С 05.01.18 г.
до 01.06.18 г.

С 01.06.18 г.
до 01.10.18 г.

С 01.10.18 г.
до 15.02.19 г.

С 15.02.19 г.

1

2

3

4

5

Предприятием

Оформление КО

Запись в кассовой книге на основании ПКО

РРО

Запись в кассовой книге на основании ПКО и фискальных отчетных чеков

Запись в кассовой книге на основании ПКО*

Запись в кассовой книге на основании ПКО

РК и КУРО

Запись в кассовой книге на основании ПКО и данных РК

Запись данных расчетных квитанций в КУРО**

Обособленные подразделения предприятия, которые ведут кассовую книгу

Оформление КО

Запись в кассовой книге обособленного подразделения на основании ПКО

РРО

Запись в кассовой книге обособленного подразделения на основании ПКО и фискальных отчетных чеков

Запись в кассовой книге обособленного подразделения на основании ПКО*

Запись в кассовой книге на основании ПКО

РК и КУРО

Запись в кассовой книге обособленного подразделения на основании ПКО и данных РК

Запись данных РК в КУРО**

* См. также Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 06.02.19 г. № 427/6/99-99-14-05-01-15/ІПК.
** Такой порядок применяется только для наличных сумм, полученных при расчетах с применением РК. В дальнейшем на такие суммы оформляется ПКО и делается запись в кассовой книге. Если деньги поступили в кассу из других источников (например, возврат подотчетных сумм или возврат финансовой помощи), тогда оприходованием будет считаться запись в кассовой книге на основании ПКО.

Обособленные подразделения предприятия, которые не ведут кассовую книгу

РРО

Запись в КУРО, но только при условии сдачи всей выручки инкассаторам для сдачи в банк
(см. письмо НБУ от 07.03.18 г.
№ 50-0007/13560)*

Формирование и печать Z-отчета и его подклеивание на соответствующих страницах КУРО

Формирование и печать Z-отчета и его подклеивание на соответствующих страницах КУРО**

Хранение ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного п. 44.3 НК и занесение информации из фискальных отчетных чеков в соответствующие книги учета (КУРО – в случае ее использования)***

РК и КУРО

Занесение данных РК в КУРО

* Таким обособленным подразделениям разрешено не вести кассовую книгу (п. 39 разд. IV Положения № 148). Однако п. 11 разд. II Положения № 148 требовал до 01.06.18 г. оприходования наличных в кассовой книге. Налицо была коллизия двух норм, поэтому на практике таким подразделениям пришлось вести кассовую книгу. Подробнее об этой проблеме – см. «Вопросы ведения кассовых операций обособленными подразделениями предприятий».
** В п. 11 Положения № 148 в этот период оставалось требование о подклеивании Z-отчета на соответствующих страницах КУРО. Однако с 1 октября 2018 года в КУРО, зарегистрированную на РРО, заносятся данные о расчетных операциях за период выхода РРО из строя или отключения электроэнергии (п. 6 гл. 4 разд. ІІ Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547, далее – Порядок № 547). Хотим предупредить, что налоговики все-таки настаивали на подклеивании фискального отчета в КУРО (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 30.11.18 г. № 5045/6/99-99-14-05-01-15/ІПК в «О распечатке, хранении и копии Z-отчета»).
*** Нацбанк вносил последние изменения в Положение № 148 с целью упростить порядок оприходования. Однако для обособленных подразделений, которые проводят расчеты через РРО и не ведут кассовую книгу, порядок оприходования остался неоднозначным. Ведь требование о занесении информации из фискальных отчетных чеков в соответствующие книги учета (в КУРО – в случае ее использования) противоречит нормам п. 6 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547.

Изменились правила оприходования наличной выручки и для предпринимателей (см. табл. 2).

Таблица 2. Порядок оприходования наличных предпринимателями

Способ ведения
наличных
расчетов

Порядок оприходования

С 05.01.18 г.
до 01.06.18 г.

С 01.06.18 г.
до 01.10.18 г.

С 01.10.18 г.
до 15.02.19 г.

С 15.02.19 г.

1

2

3

4

5

Без РРО и без РК и КУРО

Запись о полученной сумме наличных в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов)*

Запись о полученной сумме наличных в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов) на основании товарных чеков (квитанций)

Запись о полученной сумме дохода в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов) в порядке, предусмотренном НК**

РРО

Формирование и печать Z-отчета и его подклеивание на соответствующих страницах КУРО

Формирование и печать Z-отчета и его подклеивание на соответствующих страницах КУРО***

РК и КУРО

Занесение данных РК в КУРО

Запись в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов) в порядке, предусмотренном НК, и в КУРО****

* Исходя из определения термина «оприходование», приведенного в пп. 18 п. 3 Положения № 148.
** Для предпринимателей, которые проводят наличные расчеты без РРО и без применения РК и КУРО, Нацбанк убрал требование о наличии товарных чеков как об основании для оприходования наличных. Однако это не означает, что предприниматели в случаях, предусмотренных законодательством, не должны оформлять товарные чеки.
*** В п. 11 Положения № 148 в этот период оставалось требование о подклеивании Z-отчета на соответствующих страницах КУРО. Однако с 1 октября 2018 года в КУРО, зарегистрированную на РРО, заносятся данные о расчетных операциях за период выхода РРО из строя или отключения электроэнергии (п. 6 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547). Хотим предупредить, что налоговики все-таки настаивали на подклеивании фискального отчета в КУРО (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 30.11.18 г. № 5045/6/99-99-14-05-01-15/ІПК в «О распечатке, хранении и копии Z-отчета»).
**** Такие предприниматели попали одновременно под действие:
– абзаца четвертого п. 11 Положения № 148 – для оприходования наличных делается запись в КУРО;
– абзаца пятого п. 11 Положения № 148 – для оприходования наличных делается запись в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов).

Право подписи кассовых документов

Регулятор поставил точку в вопросе о том, кто имеет право подписывать кассовые документы. Проблема подписи возникала, например, когда директор болел или уходил в отпуск. Из-за нечеткой формулировки п. 26 Положения № 148 у предприятий при проверках возникали проблемы.

Теперь руководитель учреждения/предприятия утверждает (приказом, например) перечень должностей и количество должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. Это обеспечит оптимальный процесс документооборота и контроль (п. 451 Положения № 148).

Лимит кассы

Уточнено, что листы кассовой книги опечатываются печатью (при ее наличии на предприятии).

При расчете лимита кассы не учитывается сумма наличных, внесенная через платежные устройства, принадлежащие небанковским финансовым учреждениям.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
10.09.2025
Можно ли во время военного положения изменять условия труда
Планируете изменения в трудовых отношениях с работниками? А как сегодня действуют условия труда относительно существенных изменений? Больше по теме: Что считается изменением существенных условий труда Увольнение работников в связи с изменением существенных условий труда Военное положение кард...
10.09.2025
Когда и на основании чего работодатель должен обеспечить работников спецодеждой
На работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвре...
10.09.2025
Работник – донор: когда предоставить день отдыха
Имеет ли право работник на день отдыха после сдачи крови? Да, имеет. Больше по теме: Временная нетрудоспособность работника-донора во время дополнительного дня отдыха Донация крови: участие работодателя и льготы донорам После каждого дня донации крови работнику предоставляется день отдыха, который...
Лучшие материалы