Постановлением Правления НБУ от 12.02.19 г. № 37 (далее – Постановление № 37) внесены изменения в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148). Изменения вступили в силу с 15 февраля 2019 года.
Приведено новое определение термина «обособленные подразделения». Теперь к ним относятся филиалы, представительства, отделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или иное вещное право, предусмотренное законодательством Украины, и прочие структурные подразделения (стационарные или передвижные), в которых реализуются товары, предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции.
Такое новшество упростит порядок оприходования налички (например, в структурных подразделениях предприятия, в которых работает только один продавец и нет возможности вести кассовую книгу и оформлять кассовые ордера).
Нацбанк уточнил, что 50-тысячное ограничение не распространяется на выплаты, связанные с оплатой труда. Напомним, что к таковым относятся выплаты, которые входят в фонд оплаты труда (ФОТ), а также другие выплаты, которые не входят в ФОТ согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5 (далее – Инструкция № 5) (пп. 1 п. 3 Положения № 148).
Например, с 15.02.19 г. ограничение суммы наличных расчетов не распространяется на выплату физическим лицам больничных и декретных (п. 3.2 Инструкции № 5), материальной помощи, предусмотренной п. 3.31–3.32 Инструкции № 5.
Как и ранее, наличные деньги должны быть оприходованы в кассе в день их получения в полной сумме. В таблицах 1 и 2 сравним порядок оприходования наличных в разные периоды, а именно:
В таблицах 1 и 2 использованы общепринятые сокращения:
Таблица 1. Порядок оприходования наличных предприятиями и их обособленными подразделениями
Способ ведения наличных |
Порядок оприходования наличных |
|||
С 05.01.18 г. |
С 01.06.18 г. |
С 01.10.18 г. |
С 15.02.19 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Предприятием |
||||
Оформление КО |
Запись в кассовой книге на основании ПКО |
|||
РРО |
Запись в кассовой книге на основании ПКО и фискальных отчетных чеков |
Запись в кассовой книге на основании ПКО* |
Запись в кассовой книге на основании ПКО |
|
РК и КУРО |
Запись в кассовой книге на основании ПКО и данных РК |
Запись данных расчетных квитанций в КУРО** |
||
Обособленные подразделения предприятия, которые ведут кассовую книгу |
||||
Оформление КО |
Запись в кассовой книге обособленного подразделения на основании ПКО |
|||
РРО |
Запись в кассовой книге обособленного подразделения на основании ПКО и фискальных отчетных чеков |
Запись в кассовой книге обособленного подразделения на основании ПКО* |
Запись в кассовой книге на основании ПКО |
|
РК и КУРО |
Запись в кассовой книге обособленного подразделения на основании ПКО и данных РК |
Запись данных РК в КУРО** |
||
* См. также Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 06.02.19 г. № 427/6/99-99-14-05-01-15/ІПК.** Такой порядок применяется только для наличных сумм, полученных при расчетах с применением РК. В дальнейшем на такие суммы оформляется ПКО и делается запись в кассовой книге. Если деньги поступили в кассу из других источников (например, возврат подотчетных сумм или возврат финансовой помощи), тогда оприходованием будет считаться запись в кассовой книге на основании ПКО. |
||||
Обособленные подразделения предприятия, которые не ведут кассовую книгу |
||||
РРО |
Запись в КУРО, но только при условии сдачи всей выручки инкассаторам для сдачи в банк |
Формирование и печать Z-отчета и его подклеивание на соответствующих страницах КУРО |
Формирование и печать Z-отчета и его подклеивание на соответствующих страницах КУРО** |
Хранение ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного п. 44.3 НК и занесение информации из фискальных отчетных чеков в соответствующие книги учета (КУРО – в случае ее использования)*** |
РК и КУРО |
Занесение данных РК в КУРО |
|||
* Таким обособленным подразделениям разрешено не вести кассовую книгу (п. 39 разд. IV Положения № 148). Однако п. 11 разд. II Положения № 148 требовал до 01.06.18 г. оприходования наличных в кассовой книге. Налицо была коллизия двух норм, поэтому на практике таким подразделениям пришлось вести кассовую книгу. Подробнее об этой проблеме – см. «Вопросы ведения кассовых операций обособленными подразделениями предприятий».** В п. 11 Положения № 148 в этот период оставалось требование о подклеивании Z-отчета на соответствующих страницах КУРО. Однако с 1 октября 2018 года в КУРО, зарегистрированную на РРО, заносятся данные о расчетных операциях за период выхода РРО из строя или отключения электроэнергии (п. 6 гл. 4 разд. ІІ Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547, далее – Порядок № 547). Хотим предупредить, что налоговики все-таки настаивали на подклеивании фискального отчета в КУРО (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 30.11.18 г. № 5045/6/99-99-14-05-01-15/ІПК в «О распечатке, хранении и копии Z-отчета»).*** Нацбанк вносил последние изменения в Положение № 148 с целью упростить порядок оприходования. Однако для обособленных подразделений, которые проводят расчеты через РРО и не ведут кассовую книгу, порядок оприходования остался неоднозначным. Ведь требование о занесении информации из фискальных отчетных чеков в соответствующие книги учета (в КУРО – в случае ее использования) противоречит нормам п. 6 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547. |
Изменились правила оприходования наличной выручки и для предпринимателей (см. табл. 2).
Таблица 2. Порядок оприходования наличных предпринимателями
Способ ведения |
Порядок оприходования |
|||
С 05.01.18 г. |
С 01.06.18 г. |
С 01.10.18 г. |
С 15.02.19 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Без РРО и без РК и КУРО |
Запись о полученной сумме наличных в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов)* |
Запись о полученной сумме наличных в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов) на основании товарных чеков (квитанций) |
Запись о полученной сумме дохода в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов) в порядке, предусмотренном НК** |
|
РРО |
Формирование и печать Z-отчета и его подклеивание на соответствующих страницах КУРО |
Формирование и печать Z-отчета и его подклеивание на соответствующих страницах КУРО*** |
||
РК и КУРО |
Занесение данных РК в КУРО |
Запись в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов) в порядке, предусмотренном НК, и в КУРО**** |
||
* Исходя из определения термина «оприходование», приведенного в пп. 18 п. 3 Положения № 148.** Для предпринимателей, которые проводят наличные расчеты без РРО и без применения РК и КУРО, Нацбанк убрал требование о наличии товарных чеков как об основании для оприходования наличных. Однако это не означает, что предприниматели в случаях, предусмотренных законодательством, не должны оформлять товарные чеки.*** В п. 11 Положения № 148 в этот период оставалось требование о подклеивании Z-отчета на соответствующих страницах КУРО. Однако с 1 октября 2018 года в КУРО, зарегистрированную на РРО, заносятся данные о расчетных операциях за период выхода РРО из строя или отключения электроэнергии (п. 6 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547). Хотим предупредить, что налоговики все-таки настаивали на подклеивании фискального отчета в КУРО (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 30.11.18 г. № 5045/6/99-99-14-05-01-15/ІПК в «О распечатке, хранении и копии Z-отчета»).**** Такие предприниматели попали одновременно под действие:– абзаца четвертого п. 11 Положения № 148 – для оприходования наличных делается запись в КУРО;– абзаца пятого п. 11 Положения № 148 – для оприходования наличных делается запись в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов). |
Регулятор поставил точку в вопросе о том, кто имеет право подписывать кассовые документы. Проблема подписи возникала, например, когда директор болел или уходил в отпуск. Из-за нечеткой формулировки п. 26 Положения № 148 у предприятий при проверках возникали проблемы.
Теперь руководитель учреждения/предприятия утверждает (приказом, например) перечень должностей и количество должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. Это обеспечит оптимальный процесс документооборота и контроль (п. 451 Положения № 148).
Уточнено, что листы кассовой книги опечатываются печатью (при ее наличии на предприятии).
При расчете лимита кассы не учитывается сумма наличных, внесенная через платежные устройства, принадлежащие небанковским финансовым учреждениям.