Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

На основании чего не применяют штрафы и пеню за нарушения в сфере ВЭД в период введения военного положения

26.07.2024

Применяются ли штрафные санкции и пеня за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности в период введения военного положения в Украине? 

Правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и ответственность за нарушение ими валютного законодательства определены Законом от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473). 

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 2473 НБУ вправе устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров. 

Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров установлены п. 21 разд. ІІ Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5 (далее – Положения № 5), и составляют 365 календарных дней. 

В связи с введением Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 (далее –Указ № 64) военного положения в Украине, Правлением НБУ принято постановление от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения», с изменениями и дополнениями от 07.07.2022, которым установлены с 5 апреля 2022 года предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров – 180 календарных дней. Для сделок, проведенных до 05.04.2022, предельные сроки расчетов составляют 365 календарных дней.

Согласно п. 12 постановления Правления НБУ от 14.05.2019 № 67 «Об установлении исключений и(или) особенностей введения предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и внесению изменений в некоторые нормативно-правовые акты» предельные сроки расчетов по операциям по экспорту товаров, которые классифицируются по кодам согласно УКТВЭД: 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1201, 1205, 1206 00, 1507, 1512, 1514, 2306, составляют: 

  • 90 календарных дней и применяются к операциям, осуществленным с 11 ноября 2023 года по 11 июля 2024 года включительно; 
  • 120 календарных дней и применяются к операциям, совершенным с 12 июля 2024 года. 

Нарушение резидентами предельного срока расчетов согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 2473, влечет начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте или иностранной валюте, перечисленной в национальную валюту по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности. 

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона № 2473 если исполнение договора по операциям по импорту товаров останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов, установленного НБУ, и начисление пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. 

Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта). 

То есть одна из сторон договора должна доказать, что имеющиеся обстоятельства (введение военного положения или начало боевых действий) имеют отношение к конкретному хозяйственному обязательству и делают невозможным после поставки товара или осуществления авансового платежа получить резидентами валютной выручки или поставку им импортного товара на неопределенный срок, а также с целью неначисления пени за нарушение предельных сроков расчетов в период действия форс-мажорных обстоятельств необходимо засвидетельствовать данный факт соответствующей справкой уполномоченной организации (органа) страны нерезидента и/или сертификатом Торгово-промышленной палаты Украины. 

Пунктом 6 Регламента засвидетельствования Торгово-промышленной палатой (далее – ТПП) Украины и региональными ТПП форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума ТПП Украины от 18.12.2014 № 44(5) (далее – Регламент ТПП), определено, для удостоверения форс-мажорных обстоятельств наличие одной или более форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), перечисленных в ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», а также определенных сторонами по договору, законодательными, ведомственными и/или другими нормативными актами, которые повлияли на обязательства таким образом, что сделали невозможным его исполнение в срок, предусмотренный соответствующим договором, законодательными и/или другими нормативными актами. 

Согласно Регламенту ТПП форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяются по обращению субъектов хозяйственной деятельности по каждому отдельному договору, выполнение которого наступило согласно условиям договора, и выполнение которого стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств, путем выдачи сертификата ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой согласно действующему законодательству и Регламенту. 

ТПП Украины ведет единый Реестр сертификатов, выданных ТПП Украины и региональными ТПП (Реестр сертификатов), об удостоверении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) и Реестр уполномоченных лиц.

При этом, ТТП Украины письмом от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 засвидетельствовала форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию российской федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения с 24 февраля 2020 года согласно Указу № 64. 

Впоследствии Указами Президента срок действия военного положения в Украине продлевался: с 26 марта 2022 года – сроком на 30 суток; с 25 апреля 2022 года – на 30 суток, с 25 мая 2022 года – на 90 суток, с 23 августа 2022 года – на 90 суток, с 21 ноября 2022 года – на 90 суток, с 19 февраля 2023 года – на 90 суток, с 20 мая 2023 года – на 90 суток, с 18 августа 2023 года – на 90 суток, с 16 ноября 2023 года – на 90 суток, с 14 февраля 2024 года – на 90 суток, с 14 мая 2024 года – на 90 суток. 

То есть ТПП Украины письмом уведомила «всех, кого это касается» о том, что с 24 февраля 2022 года указанные обстоятельства являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности Украины. Но Регламентом ТПП письмо не определено в качестве сертификата, удостоверяющего наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), выданного ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой в соответствии с действующим законодательством, условиями договора (контракта, соглашения и т. п.) и настоящим Регламентом. 

Таким образом, письмо ТПП Украины не является сертификатом, удостоверяющим наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). 

Учитывая вышеизложенное, требования Закона № 2473 и Регламента ТПП, а также начало боевых действий на территории Украины, для возможного освобождения налогоплательщиков от ответственности за нарушение предельных сроков расчетов, установленных НБУ, обоснования невозможности выполнения внешнеэкономического контракта, удостоверяется ТПП Украины сертификатом о наличии форс-мажорные обстоятельства с указанием периода действия таких обстоятельств. 

ОИР, категория 112.05


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
27.10.2025
Облагается ли НДС выпуск лотерейных билетов и право участия в лотереях
Выпуск лотерейных билетов и право участия в лотереях не являются объектом обложения НДС. Подробнее см. ниже. Является ли объектом обложения НДС выпуск, оборот и погашение лотерейных билетов, других документов, удостоверяющих право участия в лотереях соответственно? В соответствии с пп. 196.1.4 Нало...
27.10.2025
Может ли работник, с которым заключен договор с нефиксированным рабочим временем, работать на другой работе
Работодатель не может запрещать или препятствовать работнику, выполняющему работу на основании трудового договора с нефиксированным рабочим временем, выполнять работу по другим трудовым договорам. Больше по теме: Трудовой договор с нефиксированным рабочим временем: что нужно знать работодателю &nbs...
27.10.2025
Почему ФЛП-единщик не имеет права осуществлять виды деятельности, не указанные в его учетных данных
Учитывая, что осуществление видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога, является основанием для перехода плательщика единого налога на общую систему налогообложения, физлицо-предприниматель – плательщик единого налога не имеет права осуществлять виды деятельности, н...
Лучшие материалы