Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

На основании чего не применяют штрафы и пеню за нарушения в сфере ВЭД в период введения военного положения

Важно

26.07.2024 36 0 0

Применяются ли штрафные санкции и пеня за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности в период введения военного положения в Украине? 

Правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и ответственность за нарушение ими валютного законодательства определены Законом от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473). 

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 2473 НБУ вправе устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров. 

Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров установлены п. 21 разд. ІІ Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5 (далее – Положения № 5), и составляют 365 календарных дней. 

В связи с введением Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 (далее –Указ № 64) военного положения в Украине, Правлением НБУ принято постановление от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения», с изменениями и дополнениями от 07.07.2022, которым установлены с 5 апреля 2022 года предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров – 180 календарных дней. Для сделок, проведенных до 05.04.2022, предельные сроки расчетов составляют 365 календарных дней.

Согласно п. 12 постановления Правления НБУ от 14.05.2019 № 67 «Об установлении исключений и(или) особенностей введения предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и внесению изменений в некоторые нормативно-правовые акты» предельные сроки расчетов по операциям по экспорту товаров, которые классифицируются по кодам согласно УКТВЭД: 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1201, 1205, 1206 00, 1507, 1512, 1514, 2306, составляют: 

  • 90 календарных дней и применяются к операциям, осуществленным с 11 ноября 2023 года по 11 июля 2024 года включительно; 
  • 120 календарных дней и применяются к операциям, совершенным с 12 июля 2024 года. 

Нарушение резидентами предельного срока расчетов согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 2473, влечет начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте или иностранной валюте, перечисленной в национальную валюту по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности. 

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона № 2473 если исполнение договора по операциям по импорту товаров останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов, установленного НБУ, и начисление пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. 

Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта). 

То есть одна из сторон договора должна доказать, что имеющиеся обстоятельства (введение военного положения или начало боевых действий) имеют отношение к конкретному хозяйственному обязательству и делают невозможным после поставки товара или осуществления авансового платежа получить резидентами валютной выручки или поставку им импортного товара на неопределенный срок, а также с целью неначисления пени за нарушение предельных сроков расчетов в период действия форс-мажорных обстоятельств необходимо засвидетельствовать данный факт соответствующей справкой уполномоченной организации (органа) страны нерезидента и/или сертификатом Торгово-промышленной палаты Украины. 

Пунктом 6 Регламента засвидетельствования Торгово-промышленной палатой (далее – ТПП) Украины и региональными ТПП форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума ТПП Украины от 18.12.2014 № 44(5) (далее – Регламент ТПП), определено, для удостоверения форс-мажорных обстоятельств наличие одной или более форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), перечисленных в ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», а также определенных сторонами по договору, законодательными, ведомственными и/или другими нормативными актами, которые повлияли на обязательства таким образом, что сделали невозможным его исполнение в срок, предусмотренный соответствующим договором, законодательными и/или другими нормативными актами. 

Согласно Регламенту ТПП форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяются по обращению субъектов хозяйственной деятельности по каждому отдельному договору, выполнение которого наступило согласно условиям договора, и выполнение которого стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств, путем выдачи сертификата ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой согласно действующему законодательству и Регламенту. 

ТПП Украины ведет единый Реестр сертификатов, выданных ТПП Украины и региональными ТПП (Реестр сертификатов), об удостоверении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) и Реестр уполномоченных лиц.

При этом, ТТП Украины письмом от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 засвидетельствовала форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию российской федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения с 24 февраля 2020 года согласно Указу № 64. 

Впоследствии Указами Президента срок действия военного положения в Украине продлевался: с 26 марта 2022 года – сроком на 30 суток; с 25 апреля 2022 года – на 30 суток, с 25 мая 2022 года – на 90 суток, с 23 августа 2022 года – на 90 суток, с 21 ноября 2022 года – на 90 суток, с 19 февраля 2023 года – на 90 суток, с 20 мая 2023 года – на 90 суток, с 18 августа 2023 года – на 90 суток, с 16 ноября 2023 года – на 90 суток, с 14 февраля 2024 года – на 90 суток, с 14 мая 2024 года – на 90 суток. 

То есть ТПП Украины письмом уведомила «всех, кого это касается» о том, что с 24 февраля 2022 года указанные обстоятельства являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности Украины. Но Регламентом ТПП письмо не определено в качестве сертификата, удостоверяющего наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), выданного ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой в соответствии с действующим законодательством, условиями договора (контракта, соглашения и т. п.) и настоящим Регламентом. 

Таким образом, письмо ТПП Украины не является сертификатом, удостоверяющим наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). 

Учитывая вышеизложенное, требования Закона № 2473 и Регламента ТПП, а также начало боевых действий на территории Украины, для возможного освобождения налогоплательщиков от ответственности за нарушение предельных сроков расчетов, установленных НБУ, обоснования невозможности выполнения внешнеэкономического контракта, удостоверяется ТПП Украины сертификатом о наличии форс-мажорные обстоятельства с указанием периода действия таких обстоятельств. 

ОИР, категория 112.05


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы