Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

На кого возлагается обязанность удержания алиментов

Согласно ст. 191 Семейного кодекса алименты на ребенка могут присуждаться по решению суда со дня предъявления иска, а в случае подачи заявления об издании судебного приказа – со дня подачи такого заявления.

Статьями 68, 69, 76 Закона от 02.06.16 г. № 1404-VІІІ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что об обращении взыскания на зарплату должника государственный исполнитель исполнительной службы выносит постановление, которое направляется для исполнения предприятию, учреждению, организации (далее – учреждение), которые выплачивают должнику зарплату. 

Учреждения осуществляют отчисление из зарплаты и перечисляют средства на счет органа государственной исполнительной службы, счет частного исполнителя в срок, установленный для осуществления указанных выплат должнику.

Учреждения ежемесячно присылают исполнителю отчет об осуществленных отчислениях. За невыполнение законных требований исполнителя, в том числе за несвоевременное представление или отчетов об отчислении из зарплаты и других доходов должника, виновные лица несут ответственность согласно закону.

Аналогичные нормы содержатся в Инструкции по организации принудительного исполнения решений, утвержденной приказом Минюста от 02.04.12 г. № 512/5.

Полученный исполнительный лист, как правило, регистрируется в специальном журнале с указанием даты получения. При возврате исполнительного документа в журнале также делается соответствующая отметка с указанием даты его убытия. Форма этого журнала законодательно не определена. Исполнительные документы хранятся отдельно от других документов. 

Поскольку исполнительный лист обязателен для исполнения, то отдельный приказ по учреждению относительно удержания алиментов из зарплаты работника издавать не нужно.

Что касается наложения обязанностей удержания алиментов на бухгалтера, то согласно ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-ХІV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) вопрос организации бухучета на предприятии относится к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) согласно законодательству и учредительным документам. 

Ответственность за организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозопераций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство учреждением согласно законодательству и учредительным документам.

Главный бухгалтер или лицо, на которое возложены обязанности ведения бухучета: обеспечивает соблюдение учреждением единых методологических принципов бухучета, составление и представление в установленные сроки финотчетности; организовывает контроль за отражением на счетах бухучета всех хозяйственных операций; принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от нехватки, хищения и порчи активов учреждения; обеспечивает проверку состояния бухучета в филиалах, отделениях и других обособленных подразделениях учреждения. 

Вместе с тем должностные обязанности главные бухгалтеры предусмотрены Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59 (далее – Типовое положение № 59), и квалификационной характеристикой профессии «главный бухгалтер», которая содержится в Выпуске 1 «Профессии работников, общие для всех видов экономической деятельности» (разд. 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих») Справочника квалификационных характеристик работников, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (далее – Справочник). 

Этим Справочником также предусмотрена профессия «бухгалтер», в обязанности которой входит, в частности, начисление зарплаты и выполнение других расчетов с работниками, гражданами и юридическими лицами согласно действующему законодательству.

Согласно Типовому положению № 59 руководитель учреждения утверждает положение о бухгалтерской службе или должностной инструкции для бухгалтера.

Вместе с тем Общими положениями Справочника предусмотрено, что должностные (рабочие) инструкции составляются для работников всех должностей, указанных в штатном расписании.

Должностные инструкции работников учреждений разрабатываются с соблюдением требований и норм относительно их построения, определенных Общими положениями указанного Справочника, и вводятся с целью четкого определения требований к определенной категории работников, рационального распределения обязанностей между работниками, наделения работников необходимыми правами, повышения ответственности работников за порученный участок работы.

Учитывая вышеуказанное, удержание алиментов осуществляется работниками бухгалтерии, на которых должностной инструкцией (с определением конкретных задач и обязанностей, функций, прав и ответственности) возложена обязанность осуществлять указанные отчисления по зарплате.

Письмо Минсоцполитики от 01.03.19 г. № 247/0/206-19.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
08.09.2025
Верховный Суд определил еще одно основание для установления нарушений в ходе фактической проверки
Использование контролирующим органом данных Системы учета данных регистраторов расчетных операций (СУД РРО) при фактической проверке правомерно, поскольку эти данные – налоговая информация, отражающая расчетные операции налогоплательщика и может использоваться для установления нарушений законо...
08.09.2025
Как неприбыльщику отразить утрату (уничтожение) в результате боевых действий гуманитарной помощи, полученной от нерезидента
Как в Отчете об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации отразить утрату (уничтожение) в результате вооруженной агрессии российской федерации гуманитарной помощи, полученной от нерезидента?. Больше по теме: Имущество субъектов хозяйствования повреждено или уничтожено в результате бо...
08.09.2025
Улицу переименовали, но договор аренды не изменяли: нужно ли подавать форму № 20-ОПП и изменять регистрацию РРО/ПРРО
СХ необходимо подать заявление по форме № 20-ОПП с обновленной информацией об объекте налогообложения. После внесения изменений в данные о местонахождении (адресе) объекта налогообложения СХ проводит перерегистрацию РРО/ПРРО в контролирующем органе. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Переименовали...
Лучшие материалы