Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

На кого возлагается обязанность удержания алиментов

Согласно ст. 191 Семейного кодекса алименты на ребенка могут присуждаться по решению суда со дня предъявления иска, а в случае подачи заявления об издании судебного приказа – со дня подачи такого заявления.

Статьями 68, 69, 76 Закона от 02.06.16 г. № 1404-VІІІ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что об обращении взыскания на зарплату должника государственный исполнитель исполнительной службы выносит постановление, которое направляется для исполнения предприятию, учреждению, организации (далее – учреждение), которые выплачивают должнику зарплату. 

Учреждения осуществляют отчисление из зарплаты и перечисляют средства на счет органа государственной исполнительной службы, счет частного исполнителя в срок, установленный для осуществления указанных выплат должнику.

Учреждения ежемесячно присылают исполнителю отчет об осуществленных отчислениях. За невыполнение законных требований исполнителя, в том числе за несвоевременное представление или отчетов об отчислении из зарплаты и других доходов должника, виновные лица несут ответственность согласно закону.

Аналогичные нормы содержатся в Инструкции по организации принудительного исполнения решений, утвержденной приказом Минюста от 02.04.12 г. № 512/5.

Полученный исполнительный лист, как правило, регистрируется в специальном журнале с указанием даты получения. При возврате исполнительного документа в журнале также делается соответствующая отметка с указанием даты его убытия. Форма этого журнала законодательно не определена. Исполнительные документы хранятся отдельно от других документов. 

Поскольку исполнительный лист обязателен для исполнения, то отдельный приказ по учреждению относительно удержания алиментов из зарплаты работника издавать не нужно.

Что касается наложения обязанностей удержания алиментов на бухгалтера, то согласно ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-ХІV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) вопрос организации бухучета на предприятии относится к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) согласно законодательству и учредительным документам. 

Ответственность за организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозопераций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство учреждением согласно законодательству и учредительным документам.

Главный бухгалтер или лицо, на которое возложены обязанности ведения бухучета: обеспечивает соблюдение учреждением единых методологических принципов бухучета, составление и представление в установленные сроки финотчетности; организовывает контроль за отражением на счетах бухучета всех хозяйственных операций; принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от нехватки, хищения и порчи активов учреждения; обеспечивает проверку состояния бухучета в филиалах, отделениях и других обособленных подразделениях учреждения. 

Вместе с тем должностные обязанности главные бухгалтеры предусмотрены Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59 (далее – Типовое положение № 59), и квалификационной характеристикой профессии «главный бухгалтер», которая содержится в Выпуске 1 «Профессии работников, общие для всех видов экономической деятельности» (разд. 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих») Справочника квалификационных характеристик работников, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (далее – Справочник). 

Этим Справочником также предусмотрена профессия «бухгалтер», в обязанности которой входит, в частности, начисление зарплаты и выполнение других расчетов с работниками, гражданами и юридическими лицами согласно действующему законодательству.

Согласно Типовому положению № 59 руководитель учреждения утверждает положение о бухгалтерской службе или должностной инструкции для бухгалтера.

Вместе с тем Общими положениями Справочника предусмотрено, что должностные (рабочие) инструкции составляются для работников всех должностей, указанных в штатном расписании.

Должностные инструкции работников учреждений разрабатываются с соблюдением требований и норм относительно их построения, определенных Общими положениями указанного Справочника, и вводятся с целью четкого определения требований к определенной категории работников, рационального распределения обязанностей между работниками, наделения работников необходимыми правами, повышения ответственности работников за порученный участок работы.

Учитывая вышеуказанное, удержание алиментов осуществляется работниками бухгалтерии, на которых должностной инструкцией (с определением конкретных задач и обязанностей, функций, прав и ответственности) возложена обязанность осуществлять указанные отчисления по зарплате.

Письмо Минсоцполитики от 01.03.19 г. № 247/0/206-19.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
13.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Госстат планирует прекратить ЕГРПОУ: начато обсуждение Внесены изменения в Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 02.05.2025 Работникам планируют предостави...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
14.05.2025
ГНС наложила штрафы на ряд предприятий за расчеты без использования РРО
Автошколам четырех областей предъявлены штрафы за расчеты без применения РРО/ПРРО, невыдачу расчетных документов за предоставленные услуги и отсутствие официального оформления трудовых отношений с наемными работниками. Больше клиентов, нежели отражено в доходах, и неоформленных работников – та...
14.05.2025
Неполный перечень документов не должен быть основанием для отказа в админделе: Минюст
Основная цель принципа официальности, введенного Законом от 17.02.2022 № 2073-IX, – упростить процедуры для граждан, освободив их от необходимости выполнять роль «курьера» между разными государственными учреждениями. С принятием Закона от 17.02.2022 № 2073-IX «Об администрати...
14.05.2025
ФЛП не предоставил информацию по адвокатскому запросу: возможные последствия
Апелляционный суд обязал ФЛП предоставить адвокату в ответ на адвокатский запрос информацию с соблюдением требований законодательства о защите конфиденциальной и коммерческой информации, а также информации о персональных данных. В Хмельницкой области адвокат обратился в суд с иском к физлицу-предпри...
Лучшие материалы