Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Можно ли подавать уточняющую отчетность при проведении камеральной проверки

Разъяснение

09.12.2024 23 0 0

Имеет ли право налогоплательщик подать уточняющую декларацию (расчет) за отчетный (налоговый) период, который проверяется (проверялся) во время или после проведения контролирующим органом камеральной проверки (в т. ч. если им не получен акт проверки или налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки)?

Порядок проведения камеральной проверки определен ст. 76 Налогового кодекса (далее – НК).

Согласно п. 76.1 НК камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления на ее проведение.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.

Пунктом 76.3 НК определено, что камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их представления, а если такие документы были предоставлены позже – за днем их фактического представления, кроме камеральной налоговой проверки декларации или уточняющего расчета (в случае подачи), в составе которых подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещение, срок проведения которого определен ст. 200 НК.

Камеральная проверка по другим вопросам осуществляется с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК.

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившим проверку, и после регистрации в контролирующем органе вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику в порядке, определенном ст. 42 НК (п. 86.2 НК).

В соответствии с п. 86.8 НК налоговое уведомление-решение принимается в порядке, предусмотренном ст. 58 НК, руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику, его представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции, акта проверки, и направляется (вручается) налогоплательщику порядке, определенном ст. 42 НК.

При наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки и дополнительных документов и пояснений, в частности, документов, подтверждающих отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с НК, поданными в порядке, установленном ст. 86 НК, налоговое уведомление-решение принимается в порядке и сроки, определенные п. 86.7 НК.

Согласно абзацам первому – третьему п. 50.1 НК, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК) налогоплательщик самостоятельно (в т. ч. по результатам электронной проверки) выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных ст. .50 НК), он обязан прислать уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время подачи уточняющего расчета.

Налогоплательщик имеет право не подавать такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно (в т. ч. по результатам электронной проверки) обнаружены.

Если показатели обнародованной вместе с аудиторским отчетом годовой финансовой отчетности претерпели изменения по сравнению с показателями отчета о финансовом состоянии (баланс) и отчета о прибылях и убытках и другом совокупном доходе (отчета о финансовых результатах), подаваемых вместе с налоговой декларацией согласно абзацу второму п. 46.2 НК, и такие изменения повлияли на показатели ранее поданной годовой налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за соответствующий налоговый (отчетный) период, плательщики налога на прибыль, согласно Закону Украины  от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом, подают уточняющий расчет к годовой налоговой декларации в срок не позднее 10 июня года, следующего за отчетным.

Согласно п. 50.2 НК налогоплательщик при проведении документальных плановых и внеплановых проверок (с учетом сроков продления, остановки или переноса сроков ее проведения) не имеет права подавать уточняющие налоговые декларации (расчеты) к поданным им ранее налоговым декларациям по соответствующему налогу и сбору за отчетный (налоговый) период, проверяемый контролирующим органом.

Это правило не распространяется на случаи, установленные абзацем третьим п. 50.1 НК.

Следует отметить, что нормами НК не запрещена налогоплательщикам подача уточняющих деклараций (расчетов) при проведении контролирующим органом камеральной проверки за отчетный (налоговый) период, проверяемый контролирующим органом.

Абзацами первым – четвертым п. 1 подразд. 3 разд. V Порядка ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина от 12.01.2021 № 5 (далее – Порядок), определено, что не позднее следующего рабочего дня после дня вручения плательщику налогового уведомления-решения/решения/требования и/или решения относительно ЕСВ или получения информации об их вручении работник структурного подразделения, составивший документ, вносит дату вручения документа в подсистему, обеспечивающую отображение результатов контрольно-проверочной работы.

Информация о выявленных занижениях налоговых обязательств в разрезе налоговых (отчетных) периодов/налоговых деклараций (расчетов) и предельные сроки уплаты таких обязательств учитываются при расчете суммы пени в интегрированной карточке плательщика (далее – ИКП).

Сумма пени с НДФЛ и/или военного сбора переносится в ИКП одновременно с внесением в подсистему, что обеспечивает отражение результатов контрольно-проверочной работы, даты вручения налогового уведомления-решения. После внесения в подсистему, обеспечивающую отражение результатов контрольно-проверочной работы, информации о дате вручения налогового уведомления-решения/решения/требования и/или решения о ЕСВ первичные показатели оперативного учета в отношении доначисленных/уменьшенных территориальным органом ГНС денежных обязательств, ЕСВ, уменьшения суммы бюджетного возмещения, отказа в бюджетном возмещении, уменьшения суммы отрицательного значения НДС, учтенного в уменьшение налогового долга, одновременно переносятся в ИКП и отражаются датой предельного срока уплаты/уменьшения с использованием соответствующих первичных показателей оперативного учета (кодов операций).

До наступления предельного срока уплаты/уменьшения доначисленные/уменьшенные суммы при отсутствии процедуры административного или судебного обжалования не принимают участия в расчетах.

При отсутствии информации о начале процедуры административного и/или судебного обжалования со дня наступления предельного срока уплаты/уменьшения соответствующие доначисленные/уменьшенные суммы в ИКП принимают участие в расчетах (абзац шестой п. 1 подразд. 3 разд. V Порядка).

Следовательно, при проведении контролирующим органом камеральной проверки налогоплательщик имеет право подать уточняющую декларацию (расчет) за отчетный (налоговый) период, проверяемый контролирующим органом, только до получения им акта камеральной проверки.

Если по результатам камеральной проверки контролирующим органом выявлено занижение налогового обязательства и вручен налогоплательщику акт такой проверки (независимо от даты получения налогоплательщиком уведомления-решения), то плательщик не вправе подавать уточняющую налоговую декларацию (расчет) за отчетный период, охваченный такой проверкой, поскольку контролирующим органом уже установлен факт занижения налогового обязательства, о чем указывается в акте камеральной проверки и доначисленная сумма за результаты такой проверки будет автоматически отражена в ИКП после вручения налогового уведомления-решения при отсутствии информации о начале процедуры административного или судебного обжалования.

ОИР, категория 129.02


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы