Больше по теме:
Заблокирована ошибочно оформленная НН: можно ли не подавать документы для ее разблокировки?
В соответствии с требованиями п. 201.16 Налогового кодекса (далее – НК) регистрация налоговой накладной/расчета корректировки (далее – НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) может быть остановлена в порядке и на основаниях, определенных Кабмином.
Порядок принятия решений о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН утвержден приказом Минфина от 12.12.2019 № 520, зарегистрированным в Министерстве юстиции 13.12.2019 под № 1245/34216 (далее – Порядок № 520).
Пунктом 2 Порядка № 520 предусмотрено, что решение о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН, регистрация которых остановлена, принимают комиссии по вопросам остановки регистрации НН/РК в ЕРНН территориальных органов ГНС (далее – комиссия регионального уровня).
В соответствии с п. 4 Порядка № 520 в случае остановки регистрации НН/РК в ЕРНН налогоплательщик имеет право подать копии документов и письменные пояснения относительно подтверждения информации, указанной в НН/РК, для рассмотрения вопроса принятия комиссией регионального уровня решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН.
Согласно п. 6 Порядка № 520 письменные пояснения и копии документов, указанных в п. 5 Порядка № 520, налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган в течение 365 календарных дней, следующих за датой составления НН/РК.
Согласно пп. 56.23.3 НК жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН рассматривается в порядке, определенном Кабмином, комиссией центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, в течение:
Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен.
Постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165 «Об утверждении порядков по вопросам приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» утвержден Порядок рассмотрения жалобы о решении об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, о неучете таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость, о соответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рисковости налогоплательщика (далее – Порядок рассмотрения жалобы), который определяет механизм представления и рассмотрения жалоб, в частности, относительно решения комиссии регионального уровня об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН.
В соответствии с п. 3 Порядка рассмотрения жалобы жалоба подается плательщиком НДС в течение 10 рабочих дней, следующих за днем принятия решения комиссией регионального уровня.
Если налогоплательщиком подана жалоба с нарушением сроков подачи, определенных в п. 3 Порядка рассмотрения жалобы, такая жалоба не принимается, а налогоплательщику в автоматическом режиме направляется соответствующая квитанция. Такая квитанция является подтверждением непринятия жалобы для рассмотрения (абзац второй п. 8 Порядка рассмотрения жалоб).
Положением Порядка рассмотрения жалобы не предусмотрена подача ходатайства о возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке, в том числе с копиями документов, подтверждающих уважительность причин его пропуска (при наличии).
В соответствии с п. 56.1 НК решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию (абзац второй п. 56.18 НК).
Итак, если плательщик не воспользовался правом на административное обжалование, то решения об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН обжалуются в судебном порядке в шестимесячный срок со дня получения плательщиком такого решения от контролирующего органа.
В то же время следует отметить, что вопрос судебного обжалования не входит в компетенцию органов ГНС.
ОИР, категория 101.18