Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Может ли покупатель обжаловать штраф за несвоевременную регистрацию отрицательного РК

28.03.2024 177 0 1

ГНС в письме от 22.03.2024 № 8151/7/99-00-04-02-03-07 предоставила разъяснение относительно порядка составления и регистрации расчета корректировки, составленного поставщиком товаров/услуг к налоговой накладной, составленной на получателя-налогоплательщика, в котором предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, подлежащей регистрации в Едином реестре налоговых накладных. 

Комментарий редакции

Расчет корректировки (далее – РК), оформленный на уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), который бухгалтеры обычно называют отрицательным РК, оформляется продавцом – плательщиком НДС, но регистрирует его в ЕРНН покупатель – плательщик НДС.

Сроки для регистрации налоговых накладных (далее – НН) и РК определены п. 201.10 и п. 89 подразд. 2 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК). 

Сроки регистрации, предусмотренные п. 89 подразд. 2 разд. ХХ НК, применяются к НН/РК с датой оформления начиная с 16.01.2023. Поэтому далее мы будем руководствоваться именно этими сроками. 

Так, для отрицательных РК срок регистрации составляет 18 календарных дней (далее – к. д.) со дня получения такого РК от поставщика.

В то же время у ГНС нет возможности отслеживать дату получения отрицательного РК покупателем. Поэтому в ходе камеральной проверки налоговики проверяют соблюдение сроков регистрации НН/РК, в том числе отрицательных РК, по общим правилам, предусмотренным для регистрации НН и РК на увеличение сумм компенсации стоимости товаров (услуг). 

Напомним, что по общим правилам НН/РК, составленные:

  • с 1-го по 15-й календарный день месяца – должны быть зарегистрированы не позднее 5-го календарного дня следующего месяца;
  • с 16-го по последний календарный день месяца – не позднее 18-го календарного дня следующего месяца.

Следовательно, если отрицательный РК не зарегистрирован в вышеуказанные сроки, то ГНС направляет покупателю налоговое уведомление-решение (далее – НУР) о применении штрафа за несвоевременную регистрацию РК.

Но мы все понимаем: в том, что РК не зарегистрирован вовремя, не всегда виноват покупатель. Довольно часто поставщик предоставляет покупателю отрицательный РК с опозданием, когда сроки для регистрации уже истекли.

Налоговики в письме от 22.03.2024 № 8151/7/99-00-04-02-03-07 отмечают, что покупатель может оспорить такое НУР. Для этого покупателю нужно предоставить ГНС:

  • документ, подтверждающий фактическую дату получения отрицательных РК от контрагентов. Таким документом может быть сообщение из программы по обмену документами, которой пользуется покупатель, например M.E.Doc;
  • документы, подтверждающие факт возврата товаров или предоплаты. Это может быть, в частности, расходная накладная, выписка банка, дополнительное соглашение на изменение цены товара и т. п.

Также корректировка налогового кредита должна быть отражена покупателем в декларации по НДС за отчетный период, в котором такая корректировка происходит. Ведь, как отмечено в пп. 192.1.1 НК, покупатель должен уменьшить налоговый кредит в периоде корректировки независимо от факта регистрации РК в ЕРНН.

На основании предоставленных документов ГНС, убедившись в том, что сроки регистрации РК нарушены по вине поставщика, принимает решение об отсутствии оснований для применения штрафа за несвоевременную регистрацию РК к покупателю.

Также налоговики предлагают покупателям подавать жалобу на продавца в случае его отказа составить и своевременно предоставить РК для регистрации покупателем.

Напомним, что подача жалобы (приложения 7 к декларации по НДС) – это право, а не обязанность плательщика НДС (п. 201.10 НК). Но если продавец систематически передает покупателю отрицательный РК уже по истечении сроков для регистрации или вообще отказывается его оформлять, подать жалобу не помешает. 

Что касается поставщика, то налоговики в письме отмечают, что могут к нему обратиться за подтверждением факта составления и предоставления покупателю отрицательного РК.

Зинаида ОМЕЛЬНИЦКАЯ,
главный редактор журнала «БАЛАНС»

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы