Минфин предоставляет ответы
Стоит ли изменить инвентарные номера ОС?
Как предусмотрено ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», вопросы организации бухучета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) согласно законодательству и учредительным документам. Ответственность за организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием.
Предприятие самостоятельно разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов.
Внимание! В соответствии со ст. 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. |
В то же время в целях обеспечения единого подхода к аналитическому учету каждого отдельного объекта или группы необоротных активов на основании Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203, руководитель субъекта госсектора может принять решение о присвоении инвентарных (номенклатурных) номеров для всех объектов основных средств и прочих необоротных материальных активов (далее – ОС, ПНМА) с учетом требований законодательства.
Каждому объекту ОС (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, материалов долговременного использования) присваивается инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период пребывания у субъекта госсектора. Однако в случае выбытия или ликвидации ОС его инвентарный номер нельзя присваивать другому вновь поступившему объекту в течение трех лет (п. 3, 5 разд. II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11, далее – Методрекомендации № 11). Для обеспечения единого подхода к аналитическому учету ОС такие номера стоит изменить.
Как отражается и куда включается сумма начисленной амортизации?
Согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Порядок № 1219), для учета начисленной амортизации ОС, ПНМА и нематериальных активов (далее – НА), которые используются субъектом госсектора в процессе обычной деятельности и во исполнение программ, не связанных с основной деятельностью, предназначен субсчет 8014 «Амортизация» счета 80 «Расходы на выполнение бюджетных программ». А для учета начисленной амортизации ОС, ПНМА и НА, которые используются в процессе организации и предоставления услуг, изготовления продукции, выполнения работ, применяется субсчет 8114 «Амортизация» счета 81 «Расходы на изготовление продукции (предоставление услуг, выполнение работ)».
Информация о суммах начисленной амортизации накапливается в мемориальных ордерах и карточках аналитического учета фактических расходов с последующим отражением на субсчетах 8014 и 8114.
Важно знать! В соответствии со Стандартом 135 стоимость сырья и основных материалов, которые создают основу объекта расходов, и других производственных расходов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов, в частности амортизация, включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг), которая является составляющей себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). |
Как списываются объекты государственной собственности?
Механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (ОС), ПНМА, определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.07 г. № 1314 (далее – Порядок № 1314).
Согласно п. 5 Порядка № 1314 списание имущества осуществляется субъектом хозяйствования, на балансе которого оно находится, на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на его списание.
Списание полностью амортизированных основных фондов (ОС), ПНМА субъекта хозяйствования, первоначальная (переоцененная) стоимость которых менее 20 тыс. грн., осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с Порядком № 1314 (за исключением предприятий, относительно которых принято решение о приватизации).
В случае выбытия объекта ОС с баланса списываются его первоначальная (переоцененная), балансовая стоимость и сумма накопленного износа (п. 3 разд. VI НП(С)БУГС 121).
Как определено п. 3 разд. VIII Методрекомендаций № 11 (с учетом изменений, внесенных приказом Минфина от 28.12.17 г. № 1169), ОС, выявленные во время инвентаризации как недостача, списываются с баланса и относятся на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством, а в случае, если виновные лица не найдены, зачисляются на забалансовый счет до момента их установления или закрытия производства по делу согласно законодательству (Методика оценки имущества, утвержденная постановлением КМУ от 10.12.03 г. № 1891).
Увеличивать ли стоимость отремонтированных ОС на расходы по изготовлению проектно-сметной документации?
Согласно п. 1, 2 разд. IX Методрекомендаций № 11 расходы на строительство, изготовление, приобретение и улучшение объектов ОС с начала и до окончания таких работ и ввода объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями. Все указанные расходы группируются по следующим направлениям работ (расходов): проектно-изыскательские работы, строительные работы, работы по монтажу оборудования, приобретение оборудования, требующего монтажа, приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря, другие капитальные работы и расходы.
Расходы по изготовлению проектно-сметной документации, то есть проектированию, строительству, капремонту (улучшению ОС, то есть модернизации, достройке, реконструкции и т. п.), являются одной из составляющих формирования стоимости указанных работ в сметах на их выполнение.
В соответствии с Порядком № 1219 учет расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами и улучшение ОС, а также расходов по незавершенным и завершенным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации ОС ведется на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства».
Нюансы составления финотчетности
Механизм раскрытия информации по статьям финотчетности распорядителями бюджетных средств, Казначейством и государственными целевыми фондами определяется Порядком заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 28.02.17 г. № 307 (далее – Порядок № 307).
В соответствии с Порядком № 307:
- в статье «Обеспечения» Баланса отражаются средства, которые по решению субъекта госсектора резервируются для обеспечения будущих расходов и платежей;
- строках форм финотчетности, где нет показателей, ставится прочерк;
- статьях 2530–2790 Отчета о финансовых результатах органы Казначейства и государственные целевые фонды приводят информацию об исполнении бюджета (сметы) в разрезе классификации доходов бюджета и экономической классификации расходов и кредитования бюджета по сравнению с утвержденными показателями плана на отчетный год и окончательно откорректированными показателями плана на отчетный период с учетом изменений (по общему и специальному фондам);
- графах 7, 8 статьи 2544 «Собственные поступления бюджетных учреждений» Отчета о финансовых результатах приводятся показатели плана на отчетный год и плана на отчетный год с учетом изменений.
Письмо Минфина от 12.02.18 г. № 35220-07-10/3980
Комментарии к материалу