Больше по теме:
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за май 2025 года
Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия
В соответствии с пп. 14.1.24 Налогового кодекса (далее – НК) крупный налогоплательщик – юридическое лицо или постоянное представительство нерезидента на территории Украины, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает эквивалент 50 млн евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за тот же период, или общая сумма налогов, сборов, платежей, уплаченных в госбюджет, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, кроме таможенных платежей, за такой же период превышает эквивалент 1,5 млн евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за тот же период.
В соответствии с абзацем третьим п. 64.7 НК после включения налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков (далее – Реестр) и получения уведомления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, о таком включении налогоплательщик обязан быть поставленным на учет по основному месту учета в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, который осуществляет сопровождение крупных налогоплательщиков, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр, и по неосновному месту учета в таком территориальном органе центрального органа исполнительной власти или его структурных подразделениях относительно имеющихся в пределах населенного пункта по местонахождению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, который осуществляет сопровождение крупных налогоплательщиков, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением по перечню, определенному центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализуеь государственную финансовую политику, или через которые ведется деятельность такого крупного налогоплательщика.
Постановка на учет по основному месту учета крупных налогоплательщиков осуществляется в межрегиональных управлениях ГНС по работе с крупными налогоплательщиками (далее – Межрегиональные управления ГНС по работе с КПН) (Центральном, Восточном, Западном, Южном, Северном).
Крупный налогоплательщик, в отношении которого центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, принято решение о переводе на учет в контролирующий орган, осуществляющий сопровождение крупных налогоплательщиков, или другой контролирующий орган, после постановки его на учет по новому месту учета обязан уплачивать налоги по месту предыдущего учета в контролирующих органах, а подавать налоговую отчетность и выполнять другие обязанности, предусмотренные НК, по новому месту учета (абзац седьмой п. 64.7 НК).
В соответствии с п. 49.1 НК налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НК сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик.
Согласно п. 49.2 НК налогоплательщик обязан за каждый установленный НК отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями НК подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является.
Налогоплательщики, относящиеся, в частности, к крупным предприятиям, представляют налоговые декларации контролирующему органу в электронной форме с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и от 05.10.2017 № 2155-VІІІ «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (п. 49.4 НК).
В соответствии с требованиями ст. 64, 641 и 66 Бюджетного кодекса (далее – БК) налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности, часть чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений входит в состав доходов общего фонда местных бюджетов и зачисляется в соответствующие бюджеты в размере 100 %.
Итак, согласно БК коммунальные предприятия уплачивают налог на прибыль предприятий и часть чистой прибыли (дохода) в областные и районные бюджеты, бюджеты сельских, поселковых, местных общин.
Учитывая указанное, согласно требованиям ст. 64, 641 и 66 БК и п. 64.7 НК, коммунальное предприятие, включенное в Реестр, осуществляет уплату денежных обязательств по налогу на прибыль и части чистой прибыли (дохода) в местный бюджет – по неосновному месту учета (фактическому местонахождению), а подает налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий и Расчет части чистой прибыли (дохода), дивидендов на государственную долю – по основному месту учета в соответствующее Межрегиональное управление ГНС по работе с КПН.
ОИР, категория 102.20