Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Когда COVID-19 – не форс-мажор: суд поддержал позицию налоговиков

29.03.2024

Главное управление ГНС в Одесской области уведомляет, что постановлением Пятого апелляционного административного суда от 14.03.2024 по делу 420/20216/23 подтверждена правомерность применения к Обществу штрафных санкций в сумме 1,3 млн грн за нарушение требований валютного законодательства, а именно п. 1, 2 ст. 13 Закона от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473). 

Общество (далее также – плательщик, истец, ООО) обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просило отменить налоговое уведомление-решение Главного управления ГНС в Одесской области (далее также – ГУ ГНС, контролирующий орган) от 10.05.2023 о применении штрафных санкций за нарушение срока расчета в сфере внешнеэкономической деятельности на сумму 1,3 млн грн. Решениями судов первой и второй инстанций в удовлетворении отказано. 

ООО ссылается на форс-мажорные обстоятельства, возникшие в связи с пандемией COVID-19. Указанные форс-мажорные обстоятельства, как считает истец, подтверждаются Сертификатом, выданным Палатой торговли, промышленности и услуг Андорры от 27 января 2023 года. 

Актом проверки, из которого вынесено обжалованное решение, установлено нарушение ООО требований валютного законодательства, как-то п. 1, 2 ст. 13 Закона № 2473 и п. 21 разд. II Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5 (далее – Положения № 5), в части соблюдения законодательно установленного срока расчетов при совершении внешнеэкономических сделок по контрактам, заключенным с компанией-нерезидентом (Андорра). 

Согласно ст. 13 Закона № 2473, НБУ имеет право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров. 

Нарушение резидентами срока расчетов, установленного в соответствии с настоящей статьей, влечет начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте (в случае осуществления расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту) в национальной валюте) или в иностранной валюте, перечисленной в национальную валюту по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности. 

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона № 2473 в случае, если исполнение договора останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение установленного срока расчетов и начисления пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. 

Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта). 

Согласно п. 21, 23 Положения № 5, предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров составляют 365 календарных дней.

Согласно требованиям ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты удостоверяют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности за себестоимостью. 

Форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно исключающие выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. д.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам. 

Суд обратил внимание, что форс-мажорные обстоятельства не носят преюдиционного характера, и при их возникновении жалобщик, ссылающийся на них как на основание невозможности надлежащего исполнения обязательства, должен доказать их наличие не только сами по себе, но и то, что они были форс-мажорными именно для данного конкретного случая. 

В подтверждение наличия форс-мажорных обстоятельств ООО предоставлен Сертификат, выданный Палатой торговли, промышленности и услуг Андорры от 27 января 2023 года. 

Как утверждает жалобщик, именно из-за введения карантина в связи с распространением эпидемии COVID-19 ограничена хозяйственная деятельность компании-нерезидента, что в свою очередь повлияло на своевременное выполнение указанным нерезидентом условий внешнеэкономических контрактов в части соблюдения сроков поступления валютных средств на счет Общества. 

Суд признал безосновательными доводы истца. Так, заключенными контрактами определено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по этому контракту, в случае: если это неисполнение произошло по результатам форс-мажорных обстоятельств, возникших после заключения контракта и являются последствиями чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мероприятиями. 

Судом отмечено, что контракты заключены между ООО и компанией-нерезидентом именно 2 сентября 2021 года и 25 октября 2021 года соответственно, то есть в период действия форс-мажорных обстоятельств, поэтому стороны имели возможность осознавать последствия, которые могут наступить в связи с распространением пандемии COVID -19, которая, среди прочего, началась в 2019 году. 

Суд обратил внимание, что при заключении внешнеэкономических контрактов истец должен соблюдать принцип «должной осмотрительности», а именно перед их заключением, предусмотреть, в частности, такое обстоятельство, как пандемия COVID-19 и возможные ее последствия, однако, указанного не сделано. 

Сторона не может ссылаться на форс-мажорные обстоятельства, которые существовали на момент заключения договора и которые можно было предусмотреть. 

Кроме того, следует отметить, что введение страной стороны внешнеэкономического договора (контракта) определенных ограничительных мероприятий во время действия карантина не свидетельствует о принципиальной невозможности выполнения обязанностей, определенных таким договором, в том числе в части своевременного перечисления денежных средств на счет контрагента. 

Более того, по убеждению суда, само по себе включение соответствующей страной стороны внешнеэкономического договора (контракта) в перечень форс-мажорных обстоятельств карантина не указывает на то, что карантин автоматически освобождает Общество от ответственности за невыполнение обязанности стороны соответствующего контракта. 

Истецом не предоставлены доказательства в подтверждение обстоятельств полного прекращения деятельности компании-нерезидента во время действия карантина и, как следствие, невозможности выполнения последней договорных обязательств. 

Вместе с тем установлено, что предоставленный Сертификат от 27.01.2023 не содержит информации (соответствующей ссылки) непосредственно относительно контрактов, заключенных компанией-нерезидентом с ООО. В свою очередь, ООО не обращалось к ТПП Украины и уполномоченным учреждениям, которые могли бы подтвердить наступление случаев, которые можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы - форс-мажора. 

ГУ ГНС в Одесской области


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
02.09.2025
Что (не) следует делать работодателям при профессиональной адаптации ветеранов
В Государственной службе занятости дали советы работодателям по обращению с работниками-ветеранами. Рассмотрим, что же советуют в ведомстве. Больше по теме: Оплата труда лиц, поддерживающих ветеранов войны Трудоустройство лиц с инвалидностью: есть ли особенности выполнения норматива для предприяти...
02.09.2025
Можно ли установить испытание для выпускника ЗВО
Можно ли установить испытания для молодого специалиста, которого приняли на работу после окончания ЗВО? Больше по теме: Приказ о продлении испытательного срока Уведомление об увольнении в связи с установлением несоответствия занимаемой должности по результатам испытания Приказ об увольнении в свя...
02.09.2025
Какие виды работ запрещены для несовершеннолетних
Используете труд лиц до 18 лет? Рассмотрим, какие виды работ запрещены для несовершеннолетних. Больше по теме: Особенности увольнения несовершеннолетних работников Особенности практики несовершеннолетних Несовершеннолетние лица (14–18 лет) в трудовых правоотношениях пользуются рядом существе...
Лучшие материалы