Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Карантин и налоговые проверки: быть или не быть

07.04.2020 347 0 0

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-9)» от 17.03.2020 г. № 533-IX (далее – Закон № 533) вступил в силу. Рассмотрим, что теперь будет с налоговыми проверками.

Закон № 533 вводит мораторий на проведение таких налоговых проверок в период с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г.:

  • плановые налоговые проверки и большинство внеплановых документальных проверок органов Государственной налоговой службы (включая документальные невыездные проверки);
  • фактические проверки (в частности по вопросам осуществления расчетных операций, соблюдения кассовой дисциплины (пп. 80.2.2 Налогового кодекса Украины, далее – НКУ), «неоформленных трудовых», неуплаты «зарплатных» налогов (пп. 80.2.7 НКУ);
  • документальные проверки единого социального взноса.

В то же время мораторий не распространяется на:

  • камеральные проверки (при этом спектр вопросов, являющихся предметом камеральных проверок, очень широкий и определяется пп. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75 НКУ, предвидя такое:
  • камеральная проверка проводится на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее – НДС) (данных Государственной казначейской службы Украины, где открыты счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС, данных Единого реестра налоговых накладных (далее – ЕРНН) и данных таможенных деклараций), а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового;
  • предметом камеральной проверки также может быть своевременность предоставления налоговых деклараций (расчетов) и/или своевременность регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки к ним (далее – НН/РК) в ЕРНН, акцизных накладных и/или расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных, исправление ошибок в налоговых накладных и/или своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании данных, хранящихся (которые обрабатываются) в соответствующих информационных базах);
  • документальные внеплановые проверки по вопросам возмещения НДС и/или декларирования отрицательного значения по НДС на сумму, превышающую 100 тыс. грн (пп. 78.1.8 НКУ). Основания и сроки для проведения таких проверок предусмотрены п. 200.11 НКУ, а решение о проведении документальной проверки должно быть принято не позднее истечения предельного срока проведения камеральной проверки (то есть 30 к. д.).
  • проверки по заявлению плательщика;
  • остановки регистрации НН/РК – фактически процедуры, связанные с «разблокировкой» НН/РК, регистрация которых приостановлена, являются ничем иным, как классическими документальными проверками по упрощенному формату. Несмотря на это никаких исключений относительно данных фискальных инструментов закон не содержит;
  • встречные сверки – формально они не являются проверками (п. 73.5 НКУ), поэтому их мораторий не затрагивает;
  • запросы налоговых органов о предоставлении информации и копий документов – также идеальный инструмент контролирующего органа.

Действие моратория не распространяется на проверки, завершенные до 17.03.2020 года включительно. По результатам таких проверок оформляется акт (справка) и налоговые уведомления-решения (далее – НУР) в общем порядке.

Введение моратория на проведение проверок не лишает налогоплательщика права подавать в соответствии с п. 86.7 ст. 86 НКУ возражения по актам проверок, завершенных до введения моратория, и оспаривать принятые по их результатам НУР. Однако при этом налогоплательщики не смогут принять участие в рассмотрении возражений/жалобы на налоговые уведомления-решения.

devisu.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы