Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какая ответственность предусмотрена при нарушении порядка составления декларации по НДС?

06.07.2023

Согласно пункту 36.1 статьи 36 НКУ налоговой обязанностью признается обязанность плательщика налога исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные НКУ, законами по таможенному делу.

Общие требования по составлению налоговой отчетности определены ст. 48 НКУ, которой, в частности, предусмотрено, что налоговая декларация должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 НКУ, а также быть подписаны.

Согласно пункту 48.7 статьи 48 НКУ налоговая отчетность, составленная с нарушением норм статьи 48 НКУ, не считается налоговой декларацией, кроме случаев, установленных пунктом 46.4 статьи 46 НКУ.

Ответственность налогоплательщиков определена главой 11 разделом II НКУ.

За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: финансовая, административная и уголовная (статья 111 НКУ).

Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость утвержден приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2016 № 21 (далее – Порядок № 21), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.01.2016 под № 159/28289.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, указанную в налоговой отчетности. Данные, указанные в налоговой отчетности, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета плательщика (пункт 6 раздела III Порядка № 21).

В соответствии с пунктом 20 раздела III Порядка № 21 после подачи декларации за отчетный (налоговый) период налогоплательщик вправе до истечения предельного срока подачи декларации за такой же период подать новую декларацию с исправленными показателями.

В то же время, согласно пункту 50.1 статьи 50 НКУ, в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 102 НКУ) налогоплательщик самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) обнаруживает ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных настоящей статьей), он обязан прислать уточняющий расчет в такую налоговую декларацию по форме действующего на время представления уточняющего расчета.

При этом в случае выявления факта занижения налогового обязательства налогоплательщик должен уплатить сумму недоимки и штраф в размере 3 процента от такой суммы до представления уточняющего расчета.

Пунктом 120.2 статьи 120 НКУ определено, что невыполнение налогоплательщиком требований, предусмотренных абзацами третьим – пятым пункта 50.1 статьи 50 НКУ, об условиях самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность в части самостоятельного начисления и уплаты штрафа, предусмотренного этим пунктом, - влечет за собой наложение штрафа в размере 5 процентов от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоплаты) и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы.

При самостоятельном доначислении налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, предусмотренных статьей 50 НКУ, суммы налоговых обязательств и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, штрафы, предусмотренные главой 11 НКУ, не применяются.

Согласно пункту 123.1 статьи 123 НКУ совершение налогоплательщиком деяний, обусловивших определение контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика по основаниям, определенным подпунктами 54.3.1, 54.3.2 (кроме случаев уменьшения суммы налога на доходы физических лиц, задекларированной к возврату из бюджета в связи с использованием права на налоговую скидку), 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 НКУ – влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 10 процентов суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения.

Деяния, предусмотренные пунктом 123.1 статьи 123 КУ, совершены умышленно, – влекут наложение штрафа в размере 25 процентов от суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения (пункт 123.2 статьи 123 НКУ).

Деяния, предусмотренные пунктом 123.2 статьи 123 НКУ, совершенные повторно в течение 1095 календарных дней, – влекут наложение штрафа в размере 50 процентов суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения (пункт 123.3 статьи 123 НКУ).

Привлечение к финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушение законов по вопросам налогообложения, иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной или уголовной ответственности.

https://zp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы