Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как подписать налоговую отчетность в электронном виде при временном отсутствии руководителя или главного бухгалтера

22.05.2024

Каков порядок подписания налоговой отчетности в электронном виде в случае временного отсутствия (отпуск, в т. ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, больничный) руководителя (директора) или главного бухгалтера (в т. ч. если истек срок действия квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи лица, которому делегировано право подписи)? 

Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса (далее – НК) (п. 42.6 НК) и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.2017 № 557, зарегистрированным в Министерстве юстиции 03.08.2017 под № 959/30827 (далее – Порядок). 

Пунктом 48.5 НК определено, что налоговая декларация должна быть подписана, в частности, руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации в контролирующий орган. В случае ведения бухгалтерского учета и подачи налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика, такая налоговая декларация подписывается таким руководителем. 

Достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие наложенной на электронный документ квалифицированной электронной подписи или усовершенствованной электронной подписи, базирующейся на квалифицированном сертификате электронной подписи, в соответствии с требованиями Закона от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (пп. 48.5.1 НК).

Согласно п. 2 разд. II Порядка создает электронные документы в сроки и в соответствии с порядком, определенным законодательством для соответствующих документов в электронной и бумажной форме, с указанием всех обязательных реквизитов и с использованием средства квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии), руководствуясь Порядком. 

Руководитель обязан для предоставления квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи, базирующейся на квалифицированном сертификате электронной подписи, на электронные документы при их передаче в контролирующий орган использовать личный ключ, квалифицированный сертификат которого предоставлен руководителем в контролирующий орган первым любым электронным документом или уведомлением о предоставление информации о квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи, основанной на квалифицированном сертификате электронной подписи (п. 1 разд. ІІІ Порядка). 

Руководитель налогоплательщика определяет, изменяет перечень уполномоченных лиц налогоплательщика, наделяемых правом подписания, подачи, получения ими документов и информации через электронный кабинет от имени налогоплательщика, и определяет их полномочия (абзац второй п. 42.6 НК). 

Для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, автор уведомляет о таких лицах контролирующий орган, на учете в котором состоит автор, путем направления уведомления о предоставлении информации о квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи (далее – Уведомление) в электронном виде по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 3 разд. ІІІ Порядка).

В Уведомление вносится информация о подписчике (подписчиках), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов. На сформированное Уведомление первыми накладываются квалифицированные или усовершенствованные электронные подписи, основанные на квалифицированных сертификатах электронных подписей всех лиц, включенных в Уведомление, в порядке очередности их внесения в Уведомление, после них – квалифицированная или усовершенствованная электронная подпись руководителя и последней – квалифицированная электронная печать (при наличии), которая основывается на квалифицированном сертификате электронной печати (п. 4 разд. ІІІ Порядка). 

Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом прекращается исключительно в случаях, предусмотренных п. 42.6 НК. 

Учитывая вышесказанное, в случае временного отсутствия (отпуск, в т. ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, больничный) руководителя (директора) на сформированную налоговую отчетность в электронном виде налагаются квалифицированные или усовершенствованные электронные подписи должностных лиц, которым делегировано право подписи, путем направления Уведомления, принятого контролирующим органом, в следующем порядке: 

  • первым – главного бухгалтера; 
  • вторым – лица, указанные в Уведомлении с типом подписи «Директор»; 
  • третьим – квалифицированная электронная печать (при наличии). 

Следует отметить, что в случае истечения срока квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи лица, указанного в Уведомлении с типом подписи «Директор»/«Бухгалтер», такое лицо утрачивает право подписи электронных документов. 

В случае временного отсутствия (отпуск, в т. ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, больничный) главного бухгалтера на сформированную налоговую отчетность в электронном виде налагаются квалифицированная или усовершенствованная электронная подпись руководителя (директора) и квалифицированная электронная печать (при наличии). 

ОИР, категория 129.03


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
23.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 27 сентября вступят в силу изменения касательно блокирования НН Минэкономики внесло изменения в Критерии предприятий Внимание: с 12 октября 2025 года будут действовать новые правила пересечения границ ЕС для украинцев Новое основание для отсрочки работни...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
24.09.2025
Судебная практика КАС Верховного Суда за август 2025 года
В обзоре отражены правовые позиции коллегий судей Верховного Суда в Кассационном административном суде, которые будут иметь значение для формирования единства судебной практики при разрешении публично-правовых споров. Больше по теме: Минимальное налоговое обязательство: новации Закона № 4015 Пре...
24.09.2025
Как исправить ошибку в отчете о льготных товарах МТП
Поскольку приложение 8 к Порядку № 153 является подтверждением права на применение льготы, с целью исправления ошибок возможно предоставление нового приложения 8 вместе с пояснениями в произвольной форме относительно обстоятельств такого представления. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Серия Библ...
24.09.2025
Статистические отчеты: Гоструда напоминает об обязанностях работодателей
В Украине возобновлена обязательная подача статистической и финансовой отчетности. Какие статотчетности возобновили действие и когда их подавать? Больше по теме: Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения уже не действует! С 5 июля 2025 года вступили в ...
Лучшие материалы