Порядок обмена налоговой информацией с компетентными органами иностранных стран утвержден приказом Минфина от 16.04.2022 № 118 (далее – Порядок № 118).
Порядок № 118 направлен на обеспечение эффективного обмена налоговой информацией с компетентными органами иностранных стран по специальным запросам о предоставлении налоговой информации (далее – специальный запрос), а также в пределах спонтанного обмена налоговой информацией, которая является необходимой или предсказуемо уместной для выполнения или применения законодательства Украины или других стран в отношении налогов, на которые распространяется действие Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах, ратифицированной Законом от 17.12.2008 № 677-VI с оговорками и/или международными договорами Украины об избежании двойного налогообложения, а также других действующих международных договоров Украины, предусматривающих обмен налоговой информацией (далее – международные договоры) (п. 1 разд. І Порядка № 118).
Для целей Порядка № 118 термин «специальный запрос» означает запрос о предоставлении информации относительно конкретных лиц или операций, которая необходима или может быть уместна для выполнения или применения положений национального законодательства или международных договоров. Специальный запрос может быть направлен ГНС иностранному компетентному органу или иностранным компетентным органом в ГНС (абзац первый п. 3 разд. І Порядка № 118).
Инициаторами специального запроса могут выступать структурные подразделения ГНС, а также главные управления ГНС в областях, г. Киеве, межрегиональные управления ГНС по работе с крупными налогоплательщиками (далее – территориальные органы ГНС) (п. 4 разд. I Порядка № 118).
Главным исполнителем специального запроса является структурное подразделение ГНС, осуществляющее обмен налоговой информацией с компетентными органами иностранных стран (абзац первый п. 5 разд. І Порядка № 118).
Согласно п. 6 разд. І Порядка № 118 специальные запросы выполняются ГНС только при наличии международных договоров.
Производство внешнеэкономической деятельности предприятием-резидентом не является основанием для направления специального запроса.
Необходимость получения той или иной информации должна основываться на том, что факты, приведенные в описании дела, являющегося неотъемлемой частью специального запроса, свидетельствуют о действиях/бездействии налогоплательщика, которые привели или могут привести к налоговым потерям и/или неправомерному применению освобождения от налогообложения или уменьшенной ставке налога.
Такие факты должны свидетельствовать, что запрашиваемая информация поможет определить, были ли налогоплательщиком (налогоплательщиками) нарушены нормы законодательства Украины и международных договоров.
Пунктом 8 разд. І Порядка № 118 определено, что специальный запрос готовится в следующих случаях:
1) анализ налоговой отчетности субъекта хозяйствования (его филиала, представительства и т. п.) свидетельствует о возможности занижения налогоплательщиком налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на доходы физических лиц при осуществлении выплат в пользу нерезидентов путем неправомерного применения освобождения от налогообложения или пониженной ставки налога, предусмотренных международными договорами Украины об избежании двойного налогообложения;
2) факты свидетельствуют, что необходимая информация находится за пределами Украины, и в ходе проведения проверок и/или сверок налогоплательщиков в пределах налогового контроля возникает потребность в подтверждении достоверности такой информации, в частности, в случае установления просроченной дебиторской задолженности у нерезидента перед резидентом;
3) существует подозрение, что платежи, произведенные в пользу резидента другого государства, не были задекларированы;
4) платежи были произведены резиденту другого государства, имеющему признаки компании, которая:
5) установлено несоответствие между количественными или другими показателями таможенной декларации и фактически оприходованными (импортированными) или отгруженными (экспортированными) товарами;
6) факты свидетельствуют о перечислении денежных средств за пределы Украины с целью дальнейшей легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
7) существует необходимость получения информации о контроле за трансфертным ценообразованием;
8) в других случаях, когда для выполнения или применения положений законодательства Украины или международных договоров ГНС требует получения информации от компетентных органов иностранных стран.
Обязательные реквизиты, которые должен содержать запрос, направляемый в компетентный орган иностранных стран, определены п. 1 разд. ІІ Порядка № 118.
Форма и содержание специального запроса, поступающего из-за границы, устанавливаются соответствующим международным договором Украины (абзац первый п. 1 разд. ІІІ Порядка № 118).
Согласно абзацам третьим и четвертым п. 5 разд. III Порядка № 118, если иное не указано в письме, специальный запрос выполняется в течение сорока пяти дней со дня получения письма.
Если во время выполнения задания возникают осложнения с получением необходимой информации, срок выполнения задания может быть продлен при условии подачи соответствующим структурным подразделением или территориальным органом ГНС главному исполнителю специального запроса в ГНС объяснения осложнений и обоснованных предложений относительно дополнительного срока, необходимого для выполнения задания. Общий срок выполнения задания не может превышать четырех месяцев с момента его получения соответствующим структурным подразделением ГНС или территориальным органом ГНС.
Согласно п. 1 разд. V Порядка № 118 структурные подразделения ГНС и территориальные органы ГНС принимают меры по сбору и обеспечению передачи компетентным органам иностранных стран имеющейся в налоговых органах Украины информации по собственной инициативе без предварительного запроса на информацию в следующих случаях:
ОИР, категория 135.05
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm