Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как ГНС уведомляет о продлении сроков проверки

Разъяснение
25.09.2024

Каким образом и в какие сроки контролирующий орган уведомляет налогоплательщика о продлении сроков проведения документальной (плановой или внеплановой) проверки?

Статьей 77 Налогового кодекса (далее – НК) определен порядок проведения документальных плановых проверок, а ст. 78 НК – порядок проведения документальных внеплановых проверок.

Согласно ст. 77 и 78 НК сроки проведения документальных плановых и внеплановых проверок установлены ст. 82 НК.

В соответствии с абзацем вторым п. 82.1 НК продления сроков проведения проверок, определенных в ст. 77 НК, возможно по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа не более чем на 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства – не более чем на 5 рабочих дней, прочих налогоплательщиков – не более на 10 рабочих дней.

Согласно абзацу второму п. 82.2 НК продления сроков проведения проверок, определенных в ст. 78 НК, возможно по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа не более чем на 10 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства – не более чем на 2 рабочих дня, прочих налогоплательщиков – не более на 5 рабочих дней.

Если при проведении проверки налогоплательщик предоставляет документы менее чем за три рабочих дня до дня ее завершения или если отосланные в порядке, предусмотренном абзацем первым п. 44.7 НК, документы поступили в контролирующий орган менее чем за три рабочих дня до дня завершения проверки, проведение проверки может быть дополнительно продлено до сроков, установленных п. 82.2 НК, сроком на три рабочих дня (абзац девятый п. 82.2 НК).

Порядок продления сроков проведения документальных и фактических проверок для контролирующих органов определен пп. 1.2.4 п. 1.2 Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов Государственной налоговой службы Украины при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом ГНС от 04.09.2020 № 470 (далее – Методрекомендации № 470).

Условия и порядок допуска должностных лиц контролирующих органов для проведения документальных выездных проверок определены ст. 81 НК.

Так, согласно п. 81.1 НК должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению документальной выездной проверки при наличии оснований для ее проведения, определенных НК, и при предъявлении или отправке в случаях, определенных НК, следующих документов:

  • направление на проведение такой проверки. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, скрепленного печатью контролирующего органа;
  • копии приказа о проведении проверки. Приказ о проведении проверки действителен при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и скреплении печатью контролирующего органа;
  • служебного удостоверения лиц (надлежащим образом оформленного соответствующим контролирующим органом документа, удостоверяющего должностное (служебное) лицо), указанных в направлении проведения проверки.

Непредъявление или ненаправление в случаях, определенных НК, налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или его уполномоченному представителю) данных документов или предъявление указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных п. 81.1 НК, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа до проведения документальной выездной проверки.

Вместе с этим порядок переписки налогоплательщиков и контролирующих органов определен ст. 42 НК. Так, согласно п. 42.1 НК уведомления – решения, налоговые требования или другие документы по вопросам администрирования налогов, сборов, платежей, налогового контроля, в том числе по вопросам проведения проверок, сверок, адресованные контролирующим органом налогоплательщику, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть заверены печатью такого контролирующего органа и отражены в электронном кабинете.

Документы считаются должным образом врученными, если они направлены в порядке, определенном п. 42.4 НК, присланы по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручены налогоплательщику (его представителю) (п. 42.2 НК).

Согласно абзацу первому п. 42.4 НК налогоплательщики, которые представляют отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, могут осуществлять переписку с контролирующими органами средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» (далее – Закон № 851) и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155). Для лиц, являющихся финансовыми агентами, переписка с контролирующим органом в электронной форме обязательна в случаях, определенных НК.

Переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, указанными в абзаце первом п. 42.4 НК, подавших заявление о желании получать документы через электронный кабинет, а также с финансовыми агентами в случаях, определенных НК, осуществляется средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Законов № 851 и № 2155 путем отправки документа в электронный кабинет с одновременной отправкой налогоплательщику в его электронный адрес (адреса) информации о виде документа, дате и времени его отправления в электронный кабинет (абзац второй п. 42.4 НК).

Документ, отправленный контролирующим органом в электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику или финансовому агенту, если он сформирован с соблюдением требований Законов № 851 и № 2155 и доступен в электронном кабинете (абзац третий п. 42.4 НК).

Датой вручения налогоплательщику или финансовому агенту документа является дата, указанная в квитанции о доставке в текстовом формате, отправляемая из электронного кабинета автоматически и свидетельствующая о дате и времени доставки документа налогоплательщику/финансовому агенту. Если доставка документа состоялась после 18 часов, датой вручения документа налогоплательщику/финансовому агенту считается следующий рабочий день. Если доставка состоялась в выходной или праздничный день, датой вручения документа налогоплательщику/финансовому агенту считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем (абзац четвертый п. 42.4 НК).

В случае неполучения контролирующим органом квитанции о доставке документа в электронный кабинет в течение двух рабочих дней со дня его отправки, такой документ в бумажной форме на третий рабочий день со дня отправки из электронного кабинета направляется по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика/финансового агента письмом с уведомлением о вручении или лично вручается налогоплательщику/финансовому агенту (его представителю) (абзац пятый п. 42.4 НК).

При этом срок доставки документа в электронный кабинет, определенный абзацем пятым п. 42.4 НК, не засчитывается в срок отправки документов, определенный НК (абзац шестой п. 42.4 НК).

В соответствии с п. 42.5 НК если налогоплательщик не подал заявление о желании получать документы через электронный кабинет, переписка с налогоплательщиком осуществляется путем отправки по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручаются налогоплательщику (его представителю).

Если почта не может вручить налогоплательщику документ в связи с отсутствием по местонахождению должностных лиц налогоплательщика, их отказом принять документ, ненахождением фактического местоположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, документ считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причины невручения.

В то же время в соответствии с абзацем вторым пп. 1.2.4 п. 1.2 Методрекомендаций № 470 продление проведения проверки начинается в первый рабочий день после последнего рабочего дня осуществления проверки, указанного в направлении на проверку. Приказ о продлении проверки выдается в процессе проведения проверки для недопущения перерыва между датой окончания проверки согласно первому направлению и датой продления проверки, указанной в соответствующем приказе, на основании докладной записки руководителя подразделения территориального органа ГНС/аппарата ГНС, который осуществлял (возглавлял) такую проверку, с изложением оснований и причин необходимости такого продления.

Кроме того, НК предусмотрено, что проверка контролируемых операций осуществляется в соответствии с общими положениями гл. 8 разд. ІІ НК, с учетом особенностей определенных ст. 39 НК.

Так, согласно требованиям пп. 39.5.2.7 НК срок проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления акта (справки) о проведении такой проверки.

Срок проведения проверки налогоплательщика по соблюдению принципа «вытянутой руки» прерывается в случае рассмотрения судом исков налогоплательщика по вопросам, связанным с назначением, проведением или предметом такой проверки, до завершения судебных процедур.

В соответствии с требованиями пп. 39.5.2.8 НК продолжительность проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» не должна превышать 18 месяцев. Нормами пп. 39.5.2.9 НК предусмотрено, что при необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, необходимых для исследования соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», срок проведения проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, может быть продлен на срок, не превышающий 12 месяцев.

В соответствии с требованиями абзаца второго п. 3 разд. IV Порядка проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки», утвержденного приказом Минфина от 10.03.2016 № 344, зарегистрированного в Министерстве юстиции 01.04.2016 под № 497/28627 (далее – Порядок № 3), приказ о продлении проверки выдается в ходе проведения проверки для недопущения перерыва между датой окончания проверки и датой ее продления.

Согласно требованиям п. 3 разд. IV Порядка № 344 копия приказа контролирующего органа о продлении проверки соблюдения принципа «вытянутой руки» не позднее следующего рабочего дня после его оформления вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись или направляется налогоплательщику в порядке, определенном ст. 42 НК, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

ОИР, категория 130.06


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
31.10.2025
Нужно ли ФЛП-единщику для освобождения от уплаты единого взноса за себя уведомлять о его уплате работодателем
Физлица-предприниматели или лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, с целью освобождения от уплаты единого взноса за себя, не должны уведомлять контролирующий орган о факте уплаты за них единого взноса работодателями. Больше по теме: Опасные ошибки предпринимателей-единщиков...
31.10.2025
Можно ли выплачивать премию работникам к государственным праздникам в период действия военного положения
Условия введения и размеры премий и других поощрительных выплат устанавливаются в коллективном договоре. Больше по теме: Можно ли выплатить премию работнику, которому был вынесен выговор? Можно ли выплачивать премию работникам в течение испытательного срока? Может ли в период действия военного пол...
31.10.2025
Туристический сбор: кто проверяет порядок взимания и какая ответственность предусмотрена за его нарушение
Статьей 16317 КУоАП предусмотрена административная ответственность. Протоколы об админправонарушениях в случае невыполнения плательщиком турсбора обязательства по уплате турсбора вправе составлять уполномоченные органы Нацполиции; в случае нарушения налоговым агентом, лицом, осуществляющим временное...
Лучшие материалы