Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Изменения в законодательство, действующие с сентября 2019 года

29.08.2019

С 1 сентября вступают в силу изменения в Инструкцию о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденную постановлением Правления НБУ от 25.09.18 г. № 103, в частности:

  • отменена карточка с образцами подписей клиентов при обслуживании банком их счета;
  • предусмотрена сдача банками наличности в национальной валюте на договорных условиях для обязательного последующего ее вывоза уполномоченными банками/банками (филиалами, отделениями) (далее – банк) в НБУ (в т. ч. обязательный вывоз непригодных к обращению банкнот и монет в НБУ или передача их уполномоченным и другим банкам;
  • установлено, что банк должен удовлетворять потребности своих клиентов в наличности в первую очередь за счет собственных поступлений и перераспределения наличности в собственной сети, а в случае ее недостаточности – приобретения ее в уполномоченных и других банках и получения подкрепления наличностью в НБУ;
  • введен контроль НБУ за качеством пригодных к обращению банкнот гривни, отсортированных автоматизированно на собственном оборудовании банка;
  • изменен порядок хранения разменных монет в хранилищах банков и определения ответственных за такие хранилища лиц.

С 25 октября вступит в силу норма об установлении единых характеристик упаковочных материалов для банкнот новых номиналов. С 1 ноября из обязательных реквизитов кассовых документов будет исключен реквизит «Код банка» в связи с введением международного номера банковского счета (IBAN) в Украине (постановление Правления НБУ от 15.08.19 г. № 107).

С 1 сентября банкам необходимо применять дополнительные меры безопасности информации, предусмотренные разд. V Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 28.09.17 г. № 95. Так, банкам запрещается использовать радиотелефоны и/или радиоудлинители телефонной линии без активированных в них алгоритмов шифровки сигнала, который передается радиоканалом. Банки, в частности, обязаны:

  • создать и поддерживать в актуальном состоянии (в электронном или бумажном виде) перечень сменных носителей информации банка;
  • использовать исключительно идентифицированные сменные носители информации в информационных системах банка и автоматизировать процесс контроля за их использованием. При этом банк имеет право самостоятельно определять методы и средства (технологии) автоматизации такого процесса;
  • применять комбинацию программных и программно-аппаратных средств защиты от злоумышленного кода;
  • внедрить системы выявления несанкционированного доступа к сети и системы предотвращения такого доступа для защиты периметра сети банка;
  • использовать сертификаты открытых ключей, полученные в аккредитованных/зарегистрированных ЦСК, для идентификации и аутентификации, обеспечения конфиденциальности информации во время информационного обмена между информационными системами банка и НБУ и т. п.

С 1 сентября разовая натуральная помощь «пакет малыша» при рождении ребенка комплектуется согласно обновленному (уточненному и дополненному) перечню детских товаров, утвержденному приказом Минсоцполитики от 17.07.18 г. № 1025 в редакции приказа Минсоцполитики от 03.07.19 г. № 1035.

С 1 сентября 2019 года по 31 декабря 2020-го внедряется пилотный проект относительно маркировки контрольными (идентификационными) знаками (далее – маркировка) и проведения мониторинга оборота лекарственных средств (далее – лекарства). В связи с этим:

  • Минздрав должен утвердить до 10 сентября этого года перечень участников пилотного проекта; до 1 октября – перечень лекарств, относительно которых вводится маркировка и проводится мониторинг оборота;
  • Минэкономразвития – обеспечить до 1 декабря этого года создание и функционирование единой государственной системы проведения мониторинга оборота лекарств (далее – ЕГСМОЛ).

Согласно порядку внедрения пилотного проекта, в частности:

  • в проекте могут принимать участие производители, импортеры, дистрибьюторы лекарств, заведения здравоохранения, аптечные заведения;
  • маркировка лекарств в целях реализации пилотного проекта осуществляется производителями (импортерами) путем нанесения на каждую упаковку лекарств 2-мерного штрих-кода, который должен соответствовать стандарту ISO/IEC 16022:2006 и содержать информацию о лекарствах, определенную Минздравом;
  • каждый контрольный (идентификационный) знак производитель лекарств вносит в ЕГСМОЛ;
  • приоритетными для внедрения маркировки и проведения мониторинга оборота являются лекарства, определенные программой «Доступные лекарства».

Субъект, который желает принять участие в пилотном проекте, должен подать до 1 сентября в Минздрав письменное заявление в произвольной форме (постановление КМУ от 24.07.19 г. № 653).

Со 2 сентября вступают в силу изменения в Методику расчета коэффициента покрытия ликвидностью (LCR), одобренную решением Правления НБУ от 15.02.18 г. № 101-рш, в частности:

  • во время определения активов просроченными/непросроченными применяются требования нормативно-правовых актов НБУ по бухучету;
  • банки имеют право включать в расчет высококачественных ликвидных активов активы, включенные в пул активов (имущества) и не использованные банком для получения кредитов овернайт и/или кредитов рефинансирования и доступные для использования как обеспечение по таким кредитам;
  • уточнены и дополнены составляющие ожидаемых оттоков денежных средств и коэффициенты, определенные в расчете ожидаемых оттоков денежных средств (приложение 2) (решение Правления НБУ от 31.07.19 г. № 540-рш).

С 6 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну для потребления электроэнергии внешними источниками питания в режиме без нагрузки и их среднего коэффициента полезного действия в активном режиме. Внешние источники питания включены в перечень видов продукции, относительно которых органы государственного рыночного надзора осуществляют государственный рыночный надзор, утвержденный постановлением КМУ от 28.12.16 г. № 1069 (далее – Перечень № 1069). Согласно новому п. 51 госнадзор будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 150).

С 7 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну для вентиляторов с двигателем с номинальной электрической мощностью от 125 Вт до 500 кВт. Такие вентиляторы включены в Перечень № 1069 (п. 50). Госнадзор будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 151).

С 10 сентября вступят в силу изменения в Лицензионные условия, утвержденные постановлением КМУ от 02.12.15 г. № 1000, в частности:

  • СХ должен вести хозяйственную деятельность по производству, ремонту, торговле оружием, боеприпасами к нему; производству и продаже спецсредств исключительно в пределах мест осуществления хоздеятельности, указанных в подтверждающих документах, поданных органу лицензирования;
  • места (помещения) осуществления хоздеятельности должны: быть изолированы от других помещений, иметь капитальные стены, крепкие перекрытия на потолке и полу, внутренние стены (перегородки), соответствовать требованиям пп. 1 п. 8 Лицензионных условий; иметь две двери с крепкими и надежными замками, в частности наружные из листового металла определенной толщиной; внутренние – решетчатые стальные или оборудованные металлическими ролетами, которые соответствуют мерам безопасности, обрамление дверных проемов из стального профиля;
  • помещения для осуществления хоздеятельности по торговле оружием, боеприпасами к нему, спецсредствами, а также ремонту оружия должны иметь необходимые условия для доступа к ним лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения.

Также повышены требования к оборудованию комнаты для хранения оружия, боеприпасов к нему, спецсредств, а также к их размещению.

Лицензионные условия дополнены формой сведений о местах осуществления хозяйственной деятельности (приложение 11). Большинство приложений изложено в новой редакции, в частности форма заявления о получении лицензии; книги учета изготовленных оружия, боеприпасов, спецсредств, оружия, которое поступило для ремонта, и т. п. (постановление КМУ от 26.06.19 г. № 554).

До 10 сентября Нацбанк отправляет банкам, оценивание стойкости которых осуществлялось в два или три этапа, требование о составлении программы капитализации/реструктуризации (далее – программа). До 15 октября банки, которые получили такое требование, подают в НБУ программу, составленную согласно требованиям приложения к Положению, утвержденному постановлением Правления НБУ от 22.12.17 г. № 141. Банк, оценивание стойкости которого в этом году проводилось в три этапа, по результатам которого НБУ определил необходимый уровень нормативов достаточности капитала, должен выполнить программу и обеспечить соблюдение указанного уровня нормативов до 30 сентября 2020 года (постановление Правления НБУ от 09.07.19 г. № 90).

С 12 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну безсальниковых автономных циркуляционных насосов и безсальниковых циркуляционных насосов, интегрированных в устройстве. Эти насосы включены в Перечень № 1069 (п. 481). Госнадзор будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 153).

С 13 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну для малых, средних и крупных силовых трансформаторов, которые включены в Перечень № 1069 (п. 49). Госнадзор будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 152).

Не позднее 13 сентября банк, который до 8 августа получил от НБУ уведомление о смене обслуживающего банка в таможенной декларации (далее – ТД):

  • со дня получения такого уведомления не может использовать эту ТД (информацию о ней из реестра ТД, полученную до смены обслуживающего банка) для осуществления валютного надзора за соблюдением резидентом предельных сроков расчетов;
  • должен завершить надзор за экспортными операциями в течение 5 рабочих дней с момента получения от НБУ указанной информации (п. 161 и 162 разд. IV Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 7) (постановление Правления НБУ от 06.08.19 г. № 104).

С 14 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну водяных насосов. Эти насосы включены в Перечень № 1069 (п. 48). Госнадзор будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 154).

С 15 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну пылесосов, включенных в новый п. 47 (вместо п. 434, который отменен) Перечня № 1069. Госнадзор, как и раньше, будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 155).

С 15 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну для простых приемников цифрового телевидения. Такие приемники включены в Перечень № 1069 (п. 46). Госнадзор будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 156).

С 15 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну для электродвигателей. Электродвигатели внесены в Перечень № 1069 (п. 45). Госнадзор будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 157).

С 15 сентября вступает в силу Технический регламент относительно требований к экодизайну для бытовых холодильных приборов, которые входят в Перечень № 1069 (п. 23). Госнадзор будет осуществлять Госпродпотребслужба (постановление КМУ от 27.02.19 г. № 158).

С 16 сентября по 11 октября ГП «Национальные информационные системы» будет проводить верификацию нотариусов (будут проверяться сведения, подтверждающие выдачу свидетельства на осуществление нотариальной деятельности).

Напомним, в целях усиления защиты данных Реестра вещных прав и ЕГР, начиная с 22 июля проводится верификация и актуализация сведений о пользователях Единых и Государственных реестров, держателем которых является Минюст: госреестров вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований, а также нотариусов.

Лицам, которые успешно прошли верификацию, выдаются новые идентификаторы доступа (пароли доступа) с одновременной отменой ранее выданных. Тем, кто не прошел верификацию или своевременно не обратился за ее проведением, доступ аннулируется (отменяются их идентификаторы/пароли доступа) (приказ Минюста от 18.07.19 г. № 2185/5).

С 19 сентября вступают в силу изменения в Лицензионные условия осуществления охранной деятельности, утвержденные постановлением КМУ от 18.11.15 г. № 960, в частности:

  • в заявление о получении лицензии (изложено в новой редакции) дополнительно вносятся сведения о средствах осуществления охранной деятельности (при наличии), а именно: о наличии специальных средств и транспорта реагирования (новые приложения 21 и 22);
  • ежегодно до 15 сентября (по состоянию на 1 сентября) лицензиат должен уведомлять орган лицензирования об изменении данных относительно персонала охраны (его общее количество и уровень квалификации). В настоящий момент такое уведомление направляется до 15 декабря (по состоянию на 1 декабря);
  • субъект охранной деятельности должен обеспечить наличие на одежде персонала охраны признака принадлежности к соответствующему субъекту (наименование юрлица или Ф. И. О. (при наличии) физлица-предпринимателя); необходимые условия для доступности лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к местам осуществления своей деятельности, в которых обслуживаются заказчики услуг (постановление КМУ от 05.07.19 г. № 578).

С 20 сентября для малых мощностей операторов пищевых продуктов вступают в силу п. 2 ч. 2 ст. 20, ст. 21, п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона от 23.12.97 г. № 771/97-ВР, изложенного в редакции Закона от 22.07.14 г. № 1602-VII.

Согласно указанным нормам операторы рынка обязаны:

  • разрабатывать, вводить в действие и применять постоянно действующие процедуры, основанные на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (далее – процедуры), а также обеспечивать надлежащую подготовку по вопросам применения процедур ответственных за них лиц во время производства и оборота пищевых продуктов (п. 2 ч. 2 ст. 20);
  • соблюдать требования к применению процедур, установленных ст. 21, в частности: предоставлять компетентному органу во время госконтроля доказательства соответствия деятельности требованиям к разработке, внедрению и использованию процедур; гарантировать, что документы, в которых приводится описание процедур, содержат достоверную информацию и т. п.;
  • хранить документы и записи о выполнении принципов в течение 3 месяцев после конечной даты продажи пищевого продукта, нанесенной на маркировке, если иное не предусмотрено рекомендациями объединений производителей, и отдельных показателей качества пищевых продуктов (п. 6 ст. 21).

С 20 сентября поступления от сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности (далее – сборы), используются на финансирование легализации компьютерных программ в органах исполнительной власти, наполнение фонда государственного стимулирования создания и использования изобретений (полезных моделей), промышленных образцов. Информация об объеме полученных и использованных средств, которые поступили на счета заведений как сборы, обнародуется на официальных веб-сайтах заведений через Интернет в режиме реального времени и должна содержать: код и вид сбора, размер поступления от сбора и расходов по направлениям использования средств (постановление КМУ от 12.06.19 г. № 496).

С 21 сентября действуют изменения в документы, утвержденные распоряжением Госфинуслуг от 09.07.10 г. № 566. А именно:

  • повышены размеры страховых сумм по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (далее – ТС): с 100 000 до 130 000 грн на одного пострадавшего – за вред, нанесенный имуществу потерпевших; с 200 000 до 260 000 грн на одного пострадавшего – за вред, причиненный их жизни и здоровью;
  • в новой редакции изложены корректирующие коэффициенты и их размеры, а также перечень информации о заключенных внутренних договорах обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных ТС (таблица 1) (распоряжение Нацкомфинуслуг от 09.04.19 г. № 538).

До 22 сентября Минэкономразвития обязано принять меры относительно согласования коллективного управления имущественными авторскими правами, которое осуществляется Украинским агентством по авторским и смежным правам, с нормами Закона от 15.05.18 г. № 2415-VIII.

После 22 сентября – объявить конкурсы на определение аккредитованных организаций коллективного управления в сферах, предусмотренных абзацами четвертым и пятым ч. 5 и абзацами четвертым и пятым ч. 6 ст. 11 данного Закона, и начать прием соответствующих заявлений от организаций коллективного управления, о чем разместить объявление на официальном веб-сайте.

До 1 октября владельцы существенного участия в банках должны подать в НБУ документы и информацию согласно п. 305 гл. 37 разд. V Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 22.12.18 г. № 149 (далее – Положение), а именно:

  • документы для оценки финансового/имущественного состояния владельца существенного участия в банке согласно гл. 18, 19 разд. III Положения;
  • извлечение из анкеты лица по форме, утвержденной распорядительным актом НБУ и размещенной на странице официального Интернет-представительства НБУ, с таблицами, которые содержат:
    - о физлице – общую информацию и информацию о правоотношениях, в которых это лицо является поручителем (гарантом), и относительно его деловой репутации;
    - о юрлице – общую информацию и информацию о его деловой репутации, перечне членов наблюдательного совета и исполнительного органа юрлица и их деловой репутации.

Анкеты должны содержать подтверждение лицом предоставленной информации и информацию о том, что лицо не имеет возражений относительно его проверки (постановление Правления НБУ от 27.05.19 г. № 72).

Не позднее 1 октября распорядители акцизных складов (далее – АС), где расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1 000 м3, но не превышает 20 000 м3, обязаны оборудовать их расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками и зарегистрировать в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре.

С 1 октября к распорядителям АС применяются нормы п. 1281.1 НК, которыми установлены штрафы за нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на АС. А именно: 20 000 грн за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с АС или за каждое место получения и отпуска спирта этилового, и/или незарегистрированный расходомер-счетчик/расходомер-счетчик спирта этилового.

В случае повторного в течение года совершения на том же АС любого из названных нарушений размер штрафа повышается до 50 000 грн соответственно (п. 12, 18 подразд. 5 разд ХХ НК).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
02.09.2025
Что (не) следует делать работодателям при профессиональной адаптации ветеранов
В Государственной службе занятости дали советы работодателям по обращению с работниками-ветеранами. Рассмотрим, что же советуют в ведомстве. Больше по теме: Оплата труда лиц, поддерживающих ветеранов войны Трудоустройство лиц с инвалидностью: есть ли особенности выполнения норматива для предприяти...
02.09.2025
Можно ли установить испытание для выпускника ЗВО
Можно ли установить испытания для молодого специалиста, которого приняли на работу после окончания ЗВО? Больше по теме: Приказ о продлении испытательного срока Уведомление об увольнении в связи с установлением несоответствия занимаемой должности по результатам испытания Приказ об увольнении в свя...
02.09.2025
Какие виды работ запрещены для несовершеннолетних
Используете труд лиц до 18 лет? Рассмотрим, какие виды работ запрещены для несовершеннолетних. Больше по теме: Особенности увольнения несовершеннолетних работников Особенности практики несовершеннолетних Несовершеннолетние лица (14–18 лет) в трудовых правоотношениях пользуются рядом существе...
Лучшие материалы