• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Изменения в законодательство, действующие с октября 2019 года

30.09.2019 5673 0 0

Изменения в Налоговом кодексе: блицобзор законопроекта № 1210


Не позднее 1 октября распорядители акцизных складов (далее – АС), на которых расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1 000 м3, но не превышает 20 000 м3, обязаны оборудовать их расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками и зарегистрировать в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров – счетчиков уровня горючего в резервуаре.

С 1 октября к распорядителям АС применяются штрафы, предусмотренные п. 1281.1 Налогового кодекса (далее – НК). Штраф за нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на АС составляет 20 000 грн за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с АС или за каждое место получения и отпуска спирта этилового, и/или незарегистрированный расходомер-счетчик/расходомер-счетчик спирта этилового. Штраф за повторное нарушение в течение года возрастает до 50 000 грн (п. 12, 18 подразд. 5 разд ХХ НК).

С 1 октября в случае отсутствия по вине налогоплательщика – распорядителя АС регистрации АС в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового налагается штраф в размере 1 000 000 грн, предусмотренный п. 1281.2 НК. Штраф за повторное нарушение в течение года составляет 2 000 000 грн (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НК).

С 1 октября применяются новые штрафные санкции за нарушение сроков и порядка регистрации акцизных накладных и расчетов корректировки к ним в Едином реестре акцизных накладных (далее – АН, РК, ЕРАН), предусмотренные п. 1202.1–1202.3 НК.

В соответствии с п. 1202.1 НК размер штрафа зависит от количества календарных дней (далее – к. д.) нарушения плательщиком акцизного налога предельных сроков регистрации АН/РК в ЕРАН, определенных ст. 231 НК, и составляет от 2 до 40 % суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего или спирта этилового, указанных в таких АН/РК.

Нормой п. 1202.2 НК установлены штрафы в размере:

  • 50 % суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего или спирта этилового, на которые плательщик обязан составить такую АН/РК, – в случае отсутствия по вине плательщика акцизного налога регистрации в ЕРАН АН/РК в течение более 120 к. д. после даты, на которую плательщик должен составить АН/РК;
  • 2 % суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего или спирта этилового, указанных в АН/РК, – за отсутствие по вине плательщика акцизного налога, который получил горючее или спирт этиловый, регистрации в ЕРАН второго экземпляра АН/РК в течение более 120 к. д. по истечении предельного срока его регистрации.

Указанные штрафы могут быть применены к АН/РК, дата регистрации которых в ЕРАН начинается с 1 октября (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НК).

С 1 октября ставка специальной пошлины, введенной на товары, происхождением из Российской Федерации (далее – РФ), независимо от других видов пошлины, в процентах к таможенной стоимости товаров составляет:

  • 4 % – для тяжелых дистиллятов (газойля) по кодам согласно УКТВЭД 2710 19 43 00 – 2710 19 48 00, которые ввозятся на таможенную территорию Украины (далее – ТТУ) трубопроводным транспортом и помещаются в таможенный режим импорта;
  • 3 % – для сжиженного газа, который используется в качестве топлива, по коду согласно УКТВЭД 2711 12 11 00, который ввозится на ТТУ в таможенном режиме импорта (постановление КМУ от 17.07.19 г. № 624 будет действовать до прекращения применения РФ дискриминационных и/или недружественных действий относительно Украины).

С 1 октября изменены реквизиты счетов для уплаты налогов и сборов в связи с их открытием в соответствии с требованиями стандарта IBAN во исполнение постановления Правления НБУ от 28.12.18 г. № 162. Госказначейство перешло на международные номера счетов для зачисления поступлений в государственный и местные бюджеты по стандарту IBAN (29 буквенно-цифровых символов). Информация о реквизитах указанных счетов размещена на субсайтах территориальных органов ГНС веб-портала ГНС в рубрике «Бюджетные счета».

С 1 октября монеты номиналами 1, 2 и 5 коп. перестали быть средством платежа во время наличных расчетов. Юрлица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (кроме банков), обособленные подразделения юрлиц и физлица-предприниматели (далее – СХ):

  • прекратили принимать монеты указанных номиналов по всем видам наличных операций. До 18 октября указанные лица должны сдать остатки монет таких номиналов в кассы банков для зачисления на счета;
  • должны проводить округление общее (в чеке) суммы расчетов наличностью за товары (работы, услуги) по правилам, определенным постановлением Правления НБУ от 15.03.18 г. № 25.

Банкам с 1 октября запрещено выдавать из касс монеты мелких номиналов по всем видам наличных операций, а также поручено:

  • до 30 сентября 2020 года осуществлять обмен физическим лицам монет номиналами 1, 2 и 5 коп. на монеты и банкноты всех номиналов, находящихся обращении, в суммах, кратных 10 коп., бесплатно;
  • осуществлять с монетами номиналом 25 коп. только приходные операции с юридическими и физическими лицами для зачисления на счета, вклады, аккредитивы, для переводов.

НБУ и банки с 1 октября изымают из наличного обращения монеты номиналами 1, 2 и 5 коп. и начали изъятие монеты номиналом 25 коп. (последние находятся в обращении до принятия отдельного решения Правления НБУ об их изъятии).

Граждане смогут без ограничений и бесплатно обменять монеты номиналами 1, 2 и 5 коп. на монеты и банкноты других номиналов, находящиеся в обращении: до 30 сентября 2020 года – в банках; до 30 сентября 2022 года – в Нацбанке и уполномоченных банках («Ощадбанк», «ПриватБанк», «Райффайзен Банк Аваль»).

Банки и СХ в случае нарушения требований данного постановления несут ответственность согласно законодательству (постановление Правления НБУ от 20.06.19 г. № 82).

1 октября завершена реализация пилотного проекта по введению электронных земельных торгов (далее – проект) территориальными органами Госгеодезии. До 15 октября Минагрополитики должно отчитаться Кабмину о результатах реализации проекта и внести предложения относительно эффективных способов введения электронных земельных торгов (постановление КМУ от 10.04.19 г. № 315).

Добавим, что согласно постановлению КМУ от 02.09.19 г. № 829 Минагрополитики реорганизуется путем его присоединения к Министерству развития экономики, торговли и сельского хозяйства.

С 1 октября вступили в силу изменения, внесенные в Положение, утвержденное постановлением КМУ от 17.06.15 г. № 423, которыми уточнены функции Минсоцполитики.

Согласно изменениям министерство, в частности, осуществляет госрегулирование и надзор за соблюдением норм Закона от 09.07.03 г. № 1058-IV относительно назначения (перерасчета) и выплаты пенсий в солидарной системе и взаимодействия ПФУ с фондами ОГСС.

Также с 1 октября предприятиям, организациям общественных организаций лиц с инвалидностью финансовая помощь на возвратной и безвозвратной основе и целевой заем предоставляются при наличии решения Госсоцслужбы (ранее – решения Минсоцполитики). Работодатели, которые получили финопомощь и целевой заем, ежеквартально после перечисления средств на счета, открытые ими в территориальных органах Госказначейства, отчитываются об их использовании перед отделениями Фонда и Госсоцслужбой (ранее – перед Минсоцполитики) (изменения в Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70) (постановление КМУ от 22.05.19 г. № 458).

С 1 октября применяется Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.19 г. № 373, которым определен механизм использования бюджетных средств для выплаты льгот и жилищных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) в денежной форме, а также предоставления гражданам в денежной форме льгот.

Речь идет о льготах на оплату взносов:

  • за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета, а также ЖКУ, а именно: жилищных услуг – услуг по управлению многоквартирным домом; коммунальных услуг – услуг по поставке и распределению природного газа и электроэнергии; поставке тепловой энергии и горячей воды, централизованному водоснабжению, централизованному водоотведению, обращению с бытовыми отходами;
  • установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета, а также расходов на управление многоквартирным домом, в котором создано ОСМД, ЖСК (далее – объединение), а именно расходов:
  • на содержание совместного имущества многоквартирного дома;
  • обслуживание внутридомовых систем, содержание лифтов;
  • оплату коммунальных услуг относительно совместного имущества многоквартирного дома, а также в доме, в котором создано объединение;
  • текущий ремонт совместного имущества многоквартирного дома.

Установлен порядок расчета размера льготы и механизм ее выплаты; особенности выплаты льгот в денежной безналичной и наличной форме.

Предусмотрена ответственность за представление недостоверных сведений. Структурные подразделения по вопросам соцзащиты населения (далее – подразделения) имеют право проверять обоснованность выдачи и достоверность документов, поданных для предоставления льгот. При этом льготник обязан уведомить подразделение об изменении всех обстоятельств, влияющих на предоставление льгот. Суммы льгот, выплаченные излишне в результате злоупотреблений со стороны льготника, по требованию подразделения возвращаются льготником в госбюджет. В случае отказа льготника добровольно вернуть сумму излишне перечисленной (выплаченной) льготы вопрос о ее принудительном взыскании решается в судебном порядке.

Уполномоченным банком, который с 1 октября обеспечивает банковское обслуживание реализации механизма предоставления льгот на оплату ЖКУ в денежной безналичной форме, определено АО «Государственный сберегательный банк Украины».

С 1 октября Положение, утвержденное постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848, применяется в новой редакции. Во время назначения жилищной субсидии учитываются следующие доходы: зарплата после уплаты НДФЛ; пенсия; стипендия; социальные выплаты; пособие по безработице; денежные переводы, полученные из-за границы; другие доходы.

Для физлиц-предпринимателей, которые выбрали упрощенную систему налогообложения, независимо от полученных (неполученных) доходов, в совокупный доход за каждый месяц включается доход, исчисленный в размерах минимальной зарплаты (далее – МЗП), установленной на конец периода, за который учитываются доходы: 1 МЗП – для единщиков первой группы; 2 МЗП – для единщиков второй группы; 3 МЗП – для единщиков третьей группы.

При этом для физлиц-предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, не учитывается доход, полученный самозанятым лицом, и доход от предпринимательской деятельности, информация о которых подана ГНС на запрос структурного подразделения по вопросам соцзащиты населения. Система налогообложения и группа плательщика единого налога определяется на начало месяца, с которого назначается жилищная субсидия.

Установлено, что финансирование и выплата жилищных субсидий, начисленных в наличной форме до 1 октября, осуществляются согласно Положению № 848, в редакции, которая действовала до 1 октября (постановление КМУ от 14.08.19 г. № 807).

С 4 октября вступает в силу Техрегламент относительно требований к экодизайну для ламп направленного излучения, светодиодных ламп и связанного с ними оборудования. Действие документа не распространяется на светодиодные модули, которые продаются как часть светильников, которые вводятся в оборот в количестве менее 200 единиц в год. В частности, установлено:

  • электроосветительные изделия (кроме изделий спецназначения) должны соответствовать требованиям к экодизайну приложения 3;
  • не позднее чем через 3 года с даты вступления в силу Техрегламента применяется каждое требование к экодизайну; изделия спецназначения должны соответствовать требованиям к информации о продукте приложения 1 (постановление КМУ от 27.03.19 г. № 264).
  • с 6 октября вступает в силу Закон от 18.09.19 г. № 105-IХ, которым ратифицирован Протокол между Правительством Украины и Швейцарским Федеральным Советом о внесении изменений в Конвенцию об избежании двойного налогообложения относительно налогов на доходы и на капитал и Протокол к ней. Принятие Протокола будет способствовать уменьшению налоговых препятствий для инвестиций и торговли между странами.

11 октября завершается верификация нотариусов, которая осуществляется ГП «Национальные информационные системы» с 16 сентября текущего года. Напомним, в целях усиления защиты данных Реестра вещных прав и ЕГР в текущем году проводится верификация и актуализация сведений о пользователях Единых и Государственных реестров, держателем которых является Минюст: госрегистраторов вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований, нотариусов (приказ Минюста от 18.07.19 г. № 2185/5).

До 15 октября банки, оценивание стойкости которых осуществлялось в два или три этапа и которые до 10 сентября получили требование о составлении программы капитализации/реструктуризации (далее – программа), подают в НБУ программу, составленную согласно требованиям приложения к Положению, утвержденному постановлением Правления НБУ от 22.12.17 г. № 141 (постановление Правления НБУ от 09.07.19 г. № 90).

С 19 октября вступают в силу изменения в ряд постановлений КМУ, которые касаются выдачи удостоверений водителя, бланков свидетельств и контроля за их использованием, в частности:

  • в Положение, утвержденное постановлением КМУ от 08.05.93 г. № 340:
    - установлено, что удостоверение водителя является документом, удостоверяющим личность и ее специальный статус в части подтверждения права его владельца на управление транспортными средствами (далее – ТС). Удостоверение соответствующей категории действительно в течение 30 лет с даты его выдачи (за исключением выданного в первый раз, которое действительно в течение 2 лет со дня его выдачи с ограниченным правом управления ТС);
    - уточнен порядок выдачи и обмена удостоверений водителя, лишения права на управление ТС;
  • в Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 20.05.09 г. № 487:
    - для поступления в заведение, которое проводит подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей ТС (далее – заведение), или в его филиал, другое обособленное подразделение будет подаваться копия справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (при его отсутствии в базах данного МВД) или информация о серии и номере паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений официально уведомили контролирующий орган об отказе от принятия регистрационного номера и имеют отметку в паспорте);
    - полномочия по проведению государственной аккредитации заведений переданы от Главного сервисного центра МВД (далее – ГСЦ МВД) к региональным подразделениям.

После 19 октября сертификаты о государственной аккредитации (далее – сертификаты), выданные после 05.07.16 г. заведениям, аккредитованным ГСЦ МВД, считаются бессрочными. Другие срочные сертификаты подлежат замене после прохождения заведением аккредитации (постановление КМУ от 03.04.19 г. № 320).

С 21 октября вводится в действие Кодекс Украины по процедурам банкротства от 18.10.18 г. № 2597-VIII (далее – КПБ, см. «Банкротство: новшества, учет»), которым установлены условия и порядок восстановления платежеспособности должника-юрлица или признания его банкротом в целях удовлетворения требований кредиторов, а также восстановления платежеспособности физлица. С 21 октября вступают в силу изменения, внесенные КПБ:

1. В Гражданский кодекс (далее – ГК), в частности:

  • относительно физлица, неспособного выполнить свои имущественные обязательства и погасить долги, может быть открыто производство по делу о неплатежеспособности и введена процедура реструктуризации долгов должника или такое лицо может быть признано банкротом по делу о неплатежеспособности с применением процедуры удовлетворения требований кредиторов по правилам, предусмотренным КПБ (новая ст. 481);
  • в случае одобрения судом плана санации или реструктуризации долгов должника по основному обязательству, если он отличается от залогодателя, залогодержатель, который голосовал против одобрения плана санации юрлица или плана реструктуризации долгов должника-физлица, приобретает право обращения взыскания на заложенное имущество независимо от наступления срока выполнения обязательства, обеспеченного залогом (новая ч. 4 ст. 590);
  • новшество прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством, если иное не установлено договором, кроме случаев, когда первоначальное обязательство изменено планом санации или реструктуризации согласно КПБ и залогодержатель проголосовал против такого плана (ч. 4 ст. 604).

Отменяются следующие действующие в настоящее время нормы ГК:

  • предприятие как единый имущественный комплекс является недвижимостью, а права на земельный участок и другие объекты недвижимого имущества, которые входят в состав единого имущественного комплекса предприятия, подлежат госрегистрации в соответствующих органах (ч. 3 ст. 191);
  • в случае уничтожения имущества, права на которое подлежат госрегистрации, право собственности на это имущество прекращается с момента внесения по заявлению владельца изменений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (ч. 2 ст. 349).

2. В некоторые законы, в частности:

  • смена собственника всего имущества должника в виде целостного имущественного комплекса в соответствии с утвержденным судом планом санации не является основанием:
    - для внесения изменений в договор аренды земли и/или его переоформления (ч. 5 ст. 16 Закона от 06.10.98 г. № 161-XIV);
    - переоформления разрешительных документов. В таком случае общество имеет право продолжать определенные действия относительно осуществления хоздеятельности или ее видов на основании выданного ранее такому обществу документа разрешительного характера (абзац четвертый ч. 8 ст. 41 Закона от 06.09.05 г. № 2806-IV);
    - переоформления лицензии. Тогда общество имеет право продолжать определенные действия относительно осуществления хоздеятельности или ее видов на основании выданного ранее такому обществу документа разрешительного характера (абзац третий ч. 7 ст. 15 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII).

С 21 октября вступает в силу приказ Минюста от 21.08.19 г. № 2627/5, которым во исполнение п. 11 ч. 3, ч. 5 ст. 116 КПБ утверждена форма Декларации об имущественном состоянии должника по делу о неплатежеспособности. Должник должен подать декларацию за три года (за каждый год отдельно), которые предшествовали подаче в суд заявления об открытии производства по делу о неплатежеспособности.

В декларацию включается информация относительно имущества, доходов и расходов должника и членов его семьи, превышающих 30 МЗП, установленной законом на 1 января календарного года, за который подается декларация. Декларация заполняется и подписывается лично должником с указанием даты ее составления и подается в хозсуд в бумажном виде или средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота с применением собственной квалифицированной электронной подписи.

С 21 октября вступают в силу изменения в п. 44–53 Положения о Министерстве юстиции, утвержденного постановлением КМУ от 02.07.14 г. № 228, согласно которым министерство, в частности:

  • устанавливает порядок раскрытия информации о финансовом состоянии должника и ходе производства по делу о банкротстве на специализированной странице собственного веб-сайта; порядок представления арбитражным управляющим госрегистратору сведений о юрлицах и физлицах-предпринимателях, относительно которых открыто производство по делу о банкротстве, необходимых для ведения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;
  • определяет требования к форме и порядку ведения реестра требований кредиторов;
  • обеспечивает доступ арбитражных управляющих к государственным базам данных и реестрам, держателем которых является Минюст, в частности электронных, которые содержат информацию о должниках, их имуществе и средствах (постановление КМУ от 21.08.19 г. № 797).

С 21 октября в связи с введением в действие КПБ вступают в силу, в частности:

  • обновленное Положение, которым определен порядок подготовки и переподготовки лиц, которые намереваются осуществлять деятельность арбитражного управляющего, повышения квалификации и переподготовки арбитражных управляющих, их подготовки по делам о банкротстве страховых организаций (утверждено приказом Минюста от 13.08.19 г. № 2536/5);
  • Порядок, утвержденный приказом Минюста от 13.08.19 г. № 2535/5, которым определены организационные принципы проведения квалификационного экзамена, порядок его составления лицами, которые намереваются осуществлять деятельность арбитражного управляющего, порядок оценивания знаний на экзамене и установления его результата.

Кроме того, с 21 октября прекращает действие ряда постановлений КМУ, которыми сейчас регулируются вопросы банкротства (постановление КМУ от 24.07.19 г. № 664).

С 21 октября прекращает действие приказ ФГИУ от 19.12.12 г. № 4009, которым утвержден Порядок организации проведения аукционов в производстве по делам о банкротстве и требования к их организаторам относительно имущества госпредприятий, относящихся к сфере управления ФГИУ, и хозяйственным организациям с корпоративными правами государства более 50 % их уставного капитала, которые находятся в процессе приватизации (приказ ФГИУ от 11.07.19 г. № 699).

С 23 октября для проведения регистрации, внесения изменений, получения карточки налогоплательщика или сведений из Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков для иностранцев и лиц без гражданства, которые обратились с заявлением о признании их беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, необходимы: копия паспортного документа, заверенная территориальным органом ГТС по месту пребывания в Украине и/или с отметкой о том, что оригинал такого документа получен на хранение этим органом; справка об обращении за защитой в Украине (приказ Минфина от 10.07.19 г. № 294).

С 29 октября въезд/выезд всех физических и юридических лиц, перемещение товаров на временно оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях/с таких территорий осуществляется согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.19 г. № 815.

К Порядку прилагается форма справки о представлении документов для последующего оформления и получения паспорта гражданина Украины, которая удостоверяет указанные факты и является обстоятельством, которое учитывается во время перемещения лиц через линию разграничения.

До 30 октября банкам необходимо разработать/доработать и ввести внутрибанковские документы по вопросам управления рисками в соответствии с графиком выполнения банками и банковскими группами мероприятий по введению требований Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 11.06.18 г. № 64.

До 31 октября банки обязаны:

  • самостоятельно (не по инициативе клиента) изменять действующие счета клиентов согласно стандарту IBAN с сохранением длины номера счета аналитического учета – не более 14 символов;
  • информировать контролирующие органы об измененных счетах и закрытии счетов клиентов-налогоплательщиков;
  • уведомить контролирующие органы обо всех открытых счетах клиентов по состоянию на 31 октября в 10-дневный срок (постановление Правления НБУ от 28.12.18 г. № 162).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы