ГНС: Топ – 5 самых актуальных вопросов об уплате налогов во время войны
17 марта вступили в силу изменения в Налоговый кодекс (далее – НК), внесенные Законом от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения» (далее – Закон) № 2120).
Для разъяснения новаций проведена «горячая линия». На вопросы плательщиков отвечала заместитель начальника ГУ ГНС в Черновицкой области Татьяна Булавка.
Вопросы – ответы
Плату за землю во время войны не начисляют и не платят все землевладельцы или только за землю на территориях, на которых ведутся боевые действия?
Закон № 2120 внес изменения в НК, в частности, дополнен новым пп. 69.14 п. 69 подраздел. 10 разд. ХХ «Переходные положения» ПК. Так, временно на период с марта 2022 по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено военное положение, введенное Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки (земельные доли (паи)), расположенные на территориях, на которых ведутся боевые действия или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями российской федерации и находящимися в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц, а также земельных участков (земельных долей (паев)), которые определены областными военными администрациями как засоренные взрывоопасными предметами и/или на которых имеются фортификационные постройки. Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия или временно оккупированных вооруженными формированиями россии, определяется Кабинетом Министров Украины.
Как уплачивается единый налог для плательщиков-упрощенцев первой и второй групп на время проведения военных действий?
Закон № 2120 внес изменения в НК, в частности, дополнен новым п. 9 подразд. 8 разд. ХХ «Переходные положения» ПК. Так, временно, с 01 апреля 2022 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, согласно абзацу первому пп. 9.1 п. 9 подразд. 8 разд. ХХ «Переходные положения» НК физические лица – предприниматели – плательщики единого налога первой и второй групп имеют право не уплачивать единый налог. При этом такими лицами декларация плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя не заполняется за период, в котором согласно абзацу первого пп. 9.1 п. 9 подразд. 8 разд. ХХ «Переходные положения» НК единый налог не уплачивался (абзац второй пп. 9.1 п. 9 подразд. 8 разд. ХХ «Переходные положения» НК).
Уточните по уплате единого взноса за себя предпринимателями, лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, и членами фермерского хозяйства в период военного состояния.
Данные категории плательщиков, в т. ч. избравшие упрощенную систему налогообложения, имеют право не начислять, не исчислять и не платить ЕСВ за себя с 1 марта 2022 года до прекращения или отмены военного положения и в течение 12 месяцев после прекращения или отмены военногго положения.
Вместе с тем, и расчет ЕСВ в составе налоговой декларации не заполняется за период, в котором ЕСВ не начислялся, не исчислялся и не уплачивался (п. 9-19 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464).
Какие особенности налогообложения и представления отчетности на период военного положения необходимо учесть представителям бизнеса?
Закон № 2120 предусматривает, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» ПК, в частности:
- в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в частности по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представлению отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной п. 46.2 ст. 46 НК, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового и т. п., налогоплательщики освобождаются от предусмотренной НК ответственности с обязательным исполнением таких обязанностей в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине (п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» ПК);
- налогоплательщики, которые в связи с последствиями их непосредственного участия в военных действиях не соблюдали определенные этим пунктом сроки выполнения налоговых обязанностей, освобождаются от ответственности, предусмотренной НК за неисполнение налоговых обязанностей, при условии выполнения таких обязанностей в течение одного месяца со дня окончания действия последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей (пп. 69.3 п. 69 разд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК);
- для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (пп. 69.9 п. 69 разд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК);
- временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, с целью защиты прав плательщиков, сохранения и защиты данных предоставление электронных сервисов и прием электронных документов от налогоплательщиков осуществляются в рабочие дни с 8 до 18 часов (пп. 69.18 п. 69 10 разд. ХХ «Переходные положения» ПК).
Включается ли в налогообложение стоимость добровольно переданного дизтоплива ДВА для перевозки гуманитарной помощи для ВСУ?
Нет. Операции по добровольной передаче или отчуждению или изъятию товаров, в том числе подакцизных, предоставлению услуг в пользу Вооруженных сил Украины и добровольческих формирований территориальных общин, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, другим образованных в соответствии с законами Украины военным формирований, их соединений, воинских частей, подразделений, учреждениий или организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета для нужд обеспечения обороны государства, органов местного самоуправления, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты, и/или здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности и/ или структурным подразделений по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, без предварительного или последующего возмещения их стоимости, не считаются операциями по реализации для целей налогообложения.
ГУ ГНС в Черновицкой области
Комментарии к материалу