Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Еще раз о 3200: с какого размера начислять ЕСВ?

11.01.2017

Уважаемые читатели!

Законодательное повышение вдвое минимальной зарплаты (далее – МЗП) с начала 2017 года повлияло на размеры многих показателей, расчетной величиной для определения которых является именно показатель МЗП. Это касается и показателя минимального страхового взноса. Судя по содержанию отдельных публикаций и писем, для определения этого показателя предлагается использовать МЗП на уровне 3 200 грн., и тогда минимальный страховой взнос равен 704 грн. (3 200 грн. х 22 %).

Но есть и другая точка зрения относительно определения базы начисления ЕСВ при проведении расчетов минимального страхового взноса. Обоснуем ее.

Обратимся к нормам п. 3 разд. II. «Заключительные и переходные положения» Закона от 06.12.16 г. № 1774-VIII (далее – Закон № 1774). Как предусмотрено вторым предложением этого пункта, «До внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной заработной платы как расчетной величины она применяется в размере 1 600 гривен».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 для определения минимальной суммы единого взноса, подлежащей уплате ежемесячно, МЗП применяется как расчетная величина. Цитируем: «5) минимальный страховой взнос - сумма единого взноса, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно». Отсюда вывод: минимальный ежемесячный размер ЕСВ должен определяться как 1 600 грн х 22 % = 352 грн.

Иногда как аргумент в пользу применения величины 3 200 грн. выдвигается тот факт, что второму предложению п. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1774 предшествует норма (первое предложение этого же пункта), которая касается определения должностных окладов и зарплаты сотрудников и других выплат. И поэтому можно предположить, что и второе предложение также является ориентиром лишь для проведения расчетов зарплатных выплат.

Однако это лишь логические рассуждения. Сделанные в связи с этим выводы не могут быть использованы как такие, что имеют силу нормативного документа. Скорее всего, в случае возникновения спора по этому вопросу и обращения в суд последний не будет руководствоваться логикой.

Но на сегодня существуют и досудебные инструменты урегулирования спорных вопросов с налогов и сборов, администратором которых является ГФС. Речь идет о нормах пп. 52 и 53 ПОДАТКОВИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ относительно возможности получения индивидуальной налоговой консультации по этому вопросу. И лишь в случае несогласия с выводами такой консультации плательщик может обжаловать ее в суде (п. 53.3 НК).

Из поставленного выше спорного вопроса мы подготовили запросы в соответствующие государственные органы для получения информации относительно их позиции.

Но советуем все же обратиться за индивидуальной консультацией в органы ГФС, следование указаниям которой будет аргументом в пользу тех или иных действий учреждения. Ведь вполне возможно, что, в отличие от сторонников применения МЗП в размере 3 200 грн. для определения минимального страхового взноса, органы, которые будут осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, будут настаивать на применении минимальной зарплаты в размере 1 600 грн., ссылаясь на нормы второго предложения п. 3 разд. II. «Заключительные и переходные положения» Закона № 1774. В связи с этим они могут констатировать лишнее расходование бюджетных средств, если, например, для работников, работающих на 0,5 ставки, дополнительная база начисления ЕСВ будет определена исходя из размера МЗП - 3 200 грн. вместо 1 600 грн.

Заметим, что индивидуальные консультации в письменной форме предоставляются ДФС и ее органами в АР Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональными территориальными органами.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
11.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Минфин отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 30.10.2025 Президент подписал Закон о бронировании работников с проблемными ВУД Принят Закон об обосновании выдачи листков нетрудоспособности Верховная Рада приняла за основу законопроект ...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
17.11.2025
Важное в ноябре для ФЛП
Ознакомьтесь с важными материалами для ФЛП в этом месяце. Больше по теме: Спецпроект «Отчетность по единому налогу для юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» Спецпроект «Ликвидация предприятий и прекращение ФЛП» С какого периода военнослужащий-контрактни...
17.11.2025
Важное в ноябре для плательщиков НДС
Ознакомьтесь с важными материалами для плательщиков НДС в этом месяце. Больше по теме: Спецпроект «НДС: ситуации из практики» Спецпроект «Электронное администрирование НДС: правила, риски, решения» Спецпроект «Особенности налогообложения НДС в условиях военного време...
17.11.2025
Важное в Календаре бухгалтера с 17 по 23 ноября 2025 года
Календарь содержит предельные даты предоставления финансовой налоговой, статистической отчетности и уплаты налогов с 17 по 23 ноября 2025 года, законодательные нормы и тематические статьи наших экспертов. Если у вас под рукой Календарь бухгалтера Uteka, вы не пропустите важные даты для бухгалтера. П...
Лучшие материалы