Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Должны ли СХ предоставлять для проверки копии фискальных чеков

Разъяснение
18.06.2025

С какой целью при проведении фактических проверок СХ должны предоставлять контролирующему органу копии фискальных чеков в бумажном или электронном виде и какими нормативно-правовыми актами это предусмотрено?

Правовые основы применения регистраторов расчетных операций (далее – РРО) и программных РРО (далее – ПРРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг определены в Законе от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) и других нормативно-правовых актах, принятых в его исполнение.

В соответствии с п. 1, 2, 9, 10 и 11 ст. 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (оказании услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для выполнения платежной операции, обязаны:

  • проводить расчетные операции на полную сумму покупки (оказания услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО или через зарегистрированные фискальным сервером контролирующего органа ПРРО с созданием в бумажной и/или электронной форме соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных в Законе № 265, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек (п. 1 ст. 3 Закона № 265);
  • предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказы или оплата которых осуществляется с использованием сети «Интернет», при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме (в т. ч., но не исключительно, с воспроизведением на дисплее РРО или дисплее устройства, на котором установлен ПРРО, QR-кода, позволяющего лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре содержащихся в нем данных, и/или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты) (п. 2 ст. 3 Закона № 265);
  • ежедневно создавать в бумажной и/или электронной форме РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) или ПРРО фискальные отчетные чеки при осуществлении расчетных операций) (п. 9 ст. 3 Закона № 265);
  • создавать контрольные ленты в бумажной и/или электронной форме и обеспечивать их хранение:
    • на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) – в течение трех лет;
    • на ПРРО в случае осуществления расчетных операций в режиме офлайн в соответствии с Законом № 265 – до момента передачи электронных расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков к фискальному серверу контролирующего органа (п. 10 ст. 3 Закона № 265);
  • проводить расчетные операции через РРО и/или через ПРРО для подакцизных товаров с использованием режима программирования с указанием кода товарной подкатегории согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, наименования товаров, цен товаров и учета их количества, а также с указанием цифрового значения штрихового кода марки акцизного налога (серия и номер) при розничной торговле алкогольными напитками (п. 11 ст. 3 Закона № 265).

Согласно ст. 2 Закона № 265 контрольная лента – это:

а) копии расчетных документов, последовательно сформированных РРО, напечатанных или созданных в электронной форме таким РРО, а также копии фискальных отчетных чеков в случае создания контрольной ленты в электронной форме;

б) электронные копии расчетных документов, а также электронные копии фискальных отчетных чеков, которые сформированы последовательно с добавлением в каждый последующий расчетный документ или фискальный отчетный чек хеша предыдущего расчетного документа или фискального отчетного чека и хранятся в электронной форме ПРРО во время его работы на период отсутствия связи между ПРРО и фискальным сервером контролирующего органа (в режиме офлайн) до момента передачи расчетных документов или фискальных отчетных чеков к фискальному серверу контролирующего органа.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемых для учета и регистрации операций по торговле валютными ценностями в наличной форме), должны подавать в контролирующие органы проводными или беспроводными каналами связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти присоединенных к ним модемов.

Субъекты хозяйствования, использующие ПРРО, должны передавать в контролирующие органы проводными или беспроводными каналами связи информацию в форме электронных копий расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков и другую информацию, необходимую для учета работы ПРРО фискальным сервером контролирующего органа, создаваемую средствами таких ПРРО.

В соответствии с Порядком регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденным приказом Минфина от 14 06.2016 № 547, субъекты хозяйствования, которые используют РРО для осуществления расчетных операций в наличной и/или безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (оказании услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также осуществлении операций по приему наличных денег для их перевода в дальнейшем, обязаны:

  • применять РРО, включенные в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, с соблюдением порядка их применения;
  • проводить расчетные операции на полную сумму покупки (оказания услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с созданием в бумажной и/или электронной форме соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных Законом № 265, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек;
  • подавать в контролирующие органы информацию, определенную в п. 7 ст. 3 Закона № 265, согласно порядку передачи информации от РРО и ПРРО в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, установленному в п. 7 ст. 3 Закона № 265;
  • создавать контрольные ленты в бумажной и/или электронной форме и обеспечивать их хранение на РРО (кроме автоматов по продаже товаров (услуг)) в течение трех лет;
  • выполнять другие обязанности, определенные в ст. 3 Закона № 265.

Кроме того, согласно п. 1 и 2 разд. II Положения о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденного приказом Минфина от 21.01.2016 № 13, фискальный кассовый чек на товары (услуги) – расчетный документ/электронный расчетный документ, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный расчетный документ), РРО или ПРРО при проведении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги).

Приказом Минфина от 08.10.2012 № 1057 утверждены Требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций, программных регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных и Порядок передачи информации от регистраторов расчетных операций, программных регистраторов расчетных операций проводными или беспроводными каналами связи в органы ГНС, в соответствии с которыми пакеты данных РРО, подлежащие передаче в систему учета данных РРО (далее – СУД РРО) в таком виде, в каком эти данные сформированы РРО, перед передачей в указанную СУД РРО защищаются от подмены и модификации.

Отдельно следует отметить, что согласно пп. 14.1.278 Налогового кодекса (далее – НК) СУД РРО – информационная система, предназначенная для сбора, хранения, использования данных РРО и ПРРО (в т. ч. электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, созданных РРО и ПРРО), проверки подлинности и достоверности расчетных документов.

Согласно п. 85.2 НК налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Итак, должностные (служебные) лица ГНС во время проведения фактических проверок предлагают налогоплательщикам предоставить контрольные ленты в бумажном или электронном виде.

Общая цель предоставления копий фискальных чеков, используемых для регистрации расчетных операций при продаже товаров, собранных Системой хранения и сбора данных РРО и внесенных в базу данных СУД РРО, заключается в том, что копии фискальных чеков обязаны соответствовать кассовым чекам, содержащимся на контрольной ленте в электронной форме в памяти РРО или в памяти модема.

ОИР, категория 109.02

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
06.10.2025
Дивиденды выплачены ФЛ по договору уступки права требования, заключенному с нерезидентом – участником ЮЛ: что с налогообложением
Доход в виде задолженности выплачен на основании договора прав требования юридическим лицом – резидентом в пользу физического лица – резидента включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход как другой доход и облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 18 % и воен...
06.10.2025
Какие ФЛП-единщики с 1 октября освобождаются от уплаты единого взноса за себя
Освобождаются ли ФЛП – плательщики единого налога которые являются: мобилизованными и имеющими наемных работников; находятся в отпуске по беременности и родам; находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и получают государственное пособие на ребенка, от ...
06.10.2025
Стало возможным получить электронное извлечение из Госземкадастра об участке со сведениями о вещных правах из Госреестра вещных прав на недвижимое имущество
С 1 января 2025 года за предоставление извлечения из Государственного земельного кадастра о земельном участке, содержащем сведения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, дополнительно уплачивается административный сбор за предоставление информации из этого реестра: 80 грн &nda...
Лучшие материалы