Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Действует ли карантинный мораторий на период действия военного положения на штрафы за нарушение сроков начисления, декларирования и уплаты налогов и сборов?

14.07.2022

Главное управление ГНС в Одесской области информирует, что в соответствии с п. 52 прим. 1 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (с изменениями и дополнениями, далее – НК) за нарушения налогового законодательства, совершенные в течение периода с 01.03.2020 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), штрафные санкции не применяются, кроме санкций за:

  • нарушение требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, страхование дополнительной пенсии;
  • отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;
  • нарушение требований законодательства в части:
    – учета, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;
    – целевого использования горючего, спирта этилового налогоплательщиками;
    – оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками;
  • осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего;
  • осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации горючего или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога;
  • нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.

Наряду с этим Законом Украины от 12.05.2022 г. № 2260-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогового администрирования налогов, сборов и единого взноса во время действия военного, чрезвычайного положения» (далее – Закон № 2260), вступившим в силу 27.05.2022, внесены изменения в п. 69 подраздел. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК, согласно которому временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента Украины от 24.02.2022 г. № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «"О введении военного положения в Украине"» от 24.02.2022 г. № 2102-IX, установлены особенности для взимания налогов и сборов.

Так, согласно абзацам первым, третьим – пятым п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представления отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной п. 46.2 ст. 46 НК, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового и т. п., налогоплательщики освобождаются от предусмотренной НК ответственности с обязательным исполнением таких обязанностей в течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.

Налогоплательщики, имеющие возможность своевременно выполнять налоговые обязанности по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представления отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной п. 46.2 ст. 46 НК, регистрации в соответствующих реестрах налоговых накладных, расчетов корректировки, освобождаются от ответственности за несвоевременное выполнение таких обязанностей, предельный срок выполнения которых приходится на период начиная с 24 февраля 2022 года до дня вступления в силу Закона № 2260, при регистрации такими плательщиками налоговых накладных и расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных до 15.07.2022 г., представлении налоговой отчетности до 20 июля 2022 г. и уплаты налогов и сборов в срок не позднее 31 июля 2022 г.

Налогоплательщики, в том числе относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, у которых возобновилась возможность выполнять свои налоговые обязанности, предельный срок выполнения которых приходится на период начиная с 24 февраля 2022 года до дня возобновления возможности налогоплательщика, освобождаются от ответственности за несвоевременное выполнение таких обязанностей, предусмотренных НК, при условии выполнения ими таких налоговых обязанностей по регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, представлению отчетности, уплате налогов и сборов в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей налогоплательщиков.

Плательщики единого налога третьей группы, использующие особенности налогообложения единым налогом по ставке 2%, освобождаются от ответственности за несвоевременное исполнение налоговых обязанностей, предельный срок исполнения которых приходится на период начиная с 24 февраля 2022 года до дня перехода таких плательщиков на применение особенностей налогообложения единым налогом третьей группы по ставке 2 %, при условии выполнения ими таких налоговых обязанностей по регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, представлению отчетности, уплате налогов и сборов в течение 60 календарных дней со дня перехода на систему налогообложения, на которой такие налогоплательщики находились до избрания особенностей налогообложения единым налогом по ставке 2 %.

Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в настоящем подпункте, и перечень документов в подтверждение утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику (абзац восьмой п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК).

Наряду с этим абзацем семнадцатым п.п. 69.2 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК определено, что в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения проверок к налогоплательщикам применяется ответственность согласно НК, законам, контроль за исполнением которых возложен на контролирующие органы, с учетом обстоятельств, предусмотренных п.п. 112.8.9 п. 112.8 ст. 112 НК (совершение деяния (действия или бездействия) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)), освобождающих от финансовой ответственности. При этом требования законодательства о моратории (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), не применяются.

Следовательно, временно, на период действия военного положения, начиная с 27.05.2022, преобладают нормы в части освобождения от ответственности за несвоевременное исполнение налогоплательщиком налоговых обязанностей в случаях и в условиях, предусмотренных п. 69 подразд. 10 раздела ХХ НК.

Поэтому норма п. 52 прим. 1 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК по мораторию (остановке) применения штрафных санкций за нарушение сроков начисления, декларирования и уплаты налогов и сборов на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID- 19), не применяется с 27.05.2022 г. на период действия военного положения.

По материалам ГУ ГНС в Одесской области

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы