Больше по теме:
Коррупционные риски оплаты труда руководителя
Уполномоченные по вопросам предотвращения и выявления коррупции в ОМС: требования и обязанности
В соответствии с положениями Закона от 23.02.2024 № 3606-IX «О лоббировании» (далее – Закон № 3606) предметом лоббирования могут быть нормативно-правовые акты (далее – НПА), которые разрабатываются, принимаются или в которые вносятся изменения. Это означает, что субъект лоббирования (лоббист) имеет право влиять на:
Лоббист обязан осуществлять лоббирование по предмету лоббирования, лично используя предусмотренные законодательством методы, а именно:
Вместе с тем, лоббирование должно осуществляться на основе предусмотренных законодательством принципов законности, прозрачности, подотчетности, ответственности, профессиональности и нравственности.
Закон № 3606 содержит также ряд ограничений, которые не могут быть предметом лоббирования. Указанные положения продиктованы настоящим. В частности, нельзя лоббировать вопрос:
Напомним, что 1 сентября 2025 года НАПК приняло в промышленную эксплуатацию ключевой инструмент его реализации – Реестр прозрачности. По состоянию на 30 сентября 2025 года в Реестре зарегистрировалось 73 субъекта лоббирования, из которых 39 – юридические лица (от имени которых могут лоббировать 113 человек) и 34 – физические лица. Один человек прекратил статус лоббиста. Итак, всего 147 лоббистов могут влиять на принятие решений в стране. Наиболее популярными сферами лоббирования стали экономическое развитие, правовая, финансовая, налоговая, таможенная политика.
НАПК