Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Амортизация ОС: 5 главных выводов для предприятий, ведущих учет по национальным стандартам

15.10.2019

Часто имеющиеся на предприятии основные средства (далее – ОС) временно не используются в силу разных обстоятельств, таких как капитальный ремонт, их улучшение и т. п. Как быть с амортизацией ОС во время такого простоя предприятиям, ведущим учет по П(С)БУ?

Основные правила

Амортизация начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливает предприятие/учреждение (в распорядительном акте) при признании этого объекта активом (в случае зачисления на баланс), и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации (п. 23 П(С)БУ 7).

Начислять амортизацию прекращают с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта ОС, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию. Амортизацию при применении производственного метода прекращают с даты, следующей за датой выбытия объекта ОС.

Вывод 1

Во время ремонта нет требования прекращать начисление амортизации. То есть ее можно начислять даже тогда, когда объект выведен из эксплуатации для ремонта. В п. 23 П(С)БУ 7 четкий и исчерпывающий перечень случаев остановки амортизации, в котором нет ремонта или временного вывода из эксплуатации.

Вывод 2

Во время временного вывода из эксплуатации объекта ОС в связи с простоем нет причин для приостановления амортизации. То есть ее начисляют (если речь не идет о консервации).

Вывод 3

Амортизацию останавливают на период:

  • реконструкции;
  • модернизации;
  • достройки;
  • дооборудования;
  • консервации.

Это требование п. 23 П(С)БУ 7.

Однако, если объект во время улучшений эксплуатируют (т.е. не выводят из эксплуатации), то начислять в этот период амортизацию нельзя. В свое время об этом говорил и Минфин (письмо от 12.08.2008 г. № 31-34000-10-9/31548). Суд также учитывал, эксплуатируют ли объект во время улучшения. Если да – амортизацию начисляют (постановление Одесского окружного админсуда от 27.11.2017 г. по делу № 815/2944/17, постановление Кировоградского окружного админсуда от 30.08.2016 г. по делу № П/811/4187/14). Например, во время утепления фасада офиса (для экономии на отоплении, что расценивают как рост ожидаемых будущих экономических выгод, то есть как улучшение) помещения используют, то есть офис не выводят из эксплуатации, поэтому и амортизацию приостанавливать не нужно.

Вывод 4

Временное неиспользование объекта ОС (в связи с ремонтом, улучшениями, простоем) автоматически не делает его «непроизводственным основным средством». Это важно, потому что в налоговом учете непроизводственные ОС не амортизируются (пп. 138.3.2 Налогового кодекса Украины, далее – НКУ).

Ранее (до 01.01.2017 г. во время действия старой редакции пп. 138.3.2 НКУ) временно не используемые ОС, в том числе и из-за ремонта, простоя налоговики считали «нехоздеятельными» (непроизводственными) (письма налоговиков от 25.01.2017 р. № 1468/6/99-99-15-02-02-15 и от 02.06.2015 г. № 11385/6/99-99-19-02-02-15). И именно исходя из этого говорили об их налоговой неамортизации. Правда, в суде удавалось отстоять хоздеятельность таких ОС (постановление ВАСУ от 19.08.2015 г. № К/800/56497/14).

С 01.01.2017 г. непроизводственные основные средства – те, которые «не предназначены для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика» (ранее было «не используются»). Поэтому, временное неиспользование ОС в хозяйственной деятельности не значит, что они стали непроизводственными. Временное приостановление их использования (вывода из эксплуатации) не меняет их статус, если такие ОС предназначены для использования в хозяйственной деятельности.

Это понимают и контроллеры, поэтому и не используют данный аргумент для отсутствия амортизации. Хотя и встречаются разъяснения, в которых еще не отошли от прошлой практики (ИНК ГФСУ от 19.03.2018 г. № 1080/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ИНК ГУ ГФС в Днепропетровской области от 04.09.2018 г. № 3828/ІПК/04-36-12-32-20).

Однако сейчас к аргументу временное неиспользование = «непроизводственные» не прибегают. Сейчас есть лучшее основание: временное неиспользование = «не срок полезного использования (эксплуатации)».

Такие ОС пригодны для эксплуатации, но временно не эксплуатируются (то есть срок полезного использования продолжается, а не прекращается).

Согласно П(С)БУ 7, амортизация начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливает предприятие/учреждение (в распорядительном акте) при признании этого объекта активом (в случае зачисления на баланс). И даже нет намека на то, что срок временного неиспользования не является сроком полезного использования.

Поэтому, если приказом по предприятию установлено, например, что срок полезного использования авто составляет пять лет, то именно в этот период авто амортизируют и временное неиспользование входит в срок полезного использования такого ОС.

Вывод 5

Несмотря на разъяснения контролеров, временное неиспользование объекта ОС (из-за ремонта, простой или улучшения) налоговики не будут считать сроком полезного использования. А потому, по их мнению, амортизацию на такой объект в этот период не начисляют.

Ничего подобного в П(С)БУ не сказано. В п. 23 П(С)БУ 7 есть четкий перечень случаев приостановления амортизации.

devisu.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы