Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Актуальные разъяснения в ОИР: НДС

12.09.2019

Вопросы и ответы

Категория    

 Тема разъяснения. Вопрос  

Ответ

2    

 3  

5

НДС

101.07

 

 

Определение базы налогообложения.

По какому валютному (обменному) курсу Национального банка Украины определяется база обложения НДС в случае получения предварительной (авансовой) оплаты в иностранной валюте за услуги, предоставленные нерезиденту на таможенной территории Украины?

 

Согласно п. 188.1 в. 188 Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ) база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме акцизного налога на реализацию субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который взимается со стоимости услуг сотовой мобильной связи, налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, который используется производителями – субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров).

Пунктом 187.1 ст. 187 НКУ определено, что датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, которое произошло раньше:

а) дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные – дата оприходования средств в кассе налогоплательщика, а в случае отсутствия таковой – дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика;

б) дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров – дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, которая оформлена в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг – дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг налогоплательщиком.

В соответствии с п. 7 Положения об установлении официального курса гривни к иностранным валютам и курса банковских металлов и расчета справочного значения курса гривни к доллару США, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 19 июля 2018 года № 80 (далее – Положение), официальный курс гривни к иностранным валютам и банковским металлам, указанным в пп. 1 п. 3 Положения, начинает действовать на следующий рабочий день после дня установления.

Официальный курс гривни к иностранным валютам и банковским металлам, установленный на последний рабочий день недели или на предпраздничный день, действует в течение следующих выходных или праздничных дней.

Официальный курс гривни к иностранным валютам и банковским металлам, установленный в последний рабочий день недели или в предпраздничный день, начинает действовать в первый рабочий день следующей недели или в первый послепраздничный рабочий день.

Исходя из приведенного, при получении предварительной (авансовой) оплаты в иностранной валюте за предоставленные нерезиденту услуги на таможенной территории Украины плательщик НДС на дату зачисления средств на текущий счет определяет налоговое обязательство по НДС по официальному курсу гривни к иностранным валютам и курсу банковских металлов, который действует на дату определения таких налоговых обязательств, то есть установлен Национальным банком Украины в предыдущий рабочий день

101.17

 

Имеет ли возможность плательщик НДС подать дополнительные письменные пояснения и/или копии документов относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной/расчете корректировки, регистрация которых остановлена, если им уже были поданы соответствующие документы на рассмотрение комиссии, но решение еще не принято?

 

Порядок остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2018 года № 117 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» (далее – Порядок № 117).

В соответствии с п. 12 Порядка № 117, в случае остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН), контролирующий орган в течение операционного дня отправляет (в электронной форме в текстовом формате) в автоматическом режиме налогоплательщику квитанцию об остановке регистрации налоговой накладной/расчета корректировки. Такая квитанция является подтверждением остановки такой регистрации.

Согласно пп. 4 п. 13 Порядка № 117 в квитанции об остановке регистрации налоговой накладной/расчета корректировки указываются, в частности, предложения относительно предоставления налогоплательщиком пояснений и копий документов, необходимых для принятия контролирующим органом решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Пунктом 16 Порядка № 117 определено, что письменные пояснения и копии документов, указанных в п. 14 Порядка № 117, налогоплательщик подает в ГФС в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований Законов Украины от 5 октября 2017 г. № 2155-VІІІ «Об электронных доверительных услугах», от 22 мая 2003 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 06.06.17 г. № 557 <...>.

В соответствии с п. 21 Порядка № 117 основанием для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки является, в частности, непредоставление налогоплательщиком копий документов в соответствии с пп. 4 п. 13 Порядка № 117.

Согласно п. 23 Порядка № 117 комиссией регионального уровня в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения пояснений и копий документов, поданных в соответствии с п. 15 Порядка № 117:

– относительно налогоплательщиков, у которых объем поставки, указанный в налоговых накладных/расчетах корректировки, зарегистрированных в текущем месяце в ЕРНН, с учетом поданной налоговой накладной/расчета корректировки на регистрацию в ЕРНН, менее 30 млн гривен и которые на дату остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН не соответствовали критериям рисковости налогоплательщика, принимается решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, которые регистрируются в отдельном Реестре налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрация которых остановлена, и отправляется Налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ);

– относительно налогоплательщиков, у которых объем поставки, указанный в налоговых накладных/расчетах корректировки, зарегистрированных в текущем месяце в ЕРНН, с учетом поданной налоговой накладной/расчета корректировки на регистрацию в ЕРНН, больше 30 млн гривен включительно и/или которые на дату остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН соответствовали критериям рисковости налогоплательщика, принимается решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, которые предварительно регистрируются в отдельном Реестре налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрация которых остановлена, и отправляется в комиссию центрального уровня.

 

 

Пунктом 24 Порядка № 117 определено, что комиссия центрального уровня в течение семи рабочих дней, следующих за днем получения пояснений и копий документов в соответствии с п. 15 Порядка № 117, но не раньше полученного решения о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН комиссии регионального уровня, может принять другое решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН. Принятое комиссией центрального уровня решение регистрируется в отдельном Реестре налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрация которых остановлена, и отправляется налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 НКУ, а решение комиссии регионального уровня отменяется.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено представление дополнительных письменных пояснений и/или копий документов относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной/расчете корректировки, регистрация которых остановлена, в том числе если плательщиком уже поданы соответствующие документы на рассмотрение комиссии, но решение еще не принято.

В то же время п. 27 Порядка № 117 предусматривает, что решение комиссии регионального уровня об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Решение комиссии центрального уровня об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН может быть обжаловано в судебном порядке.

При этом п. 11 Порядка рассмотрения жалоб на решения комиссий регионального уровня, которые принимают решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2018 года № 117 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных», с изменениями и дополнениями, определено, что плательщик НДС может прилагать к жалобе пояснения и копии документов, которые подтверждают информацию, указанную в налоговой накладной/расчете корректировки, регистрация которых остановлена.

Кроме того, частью четвертой ст. 161 Кодекса административного судопроизводства <...> определено, что истец обязан приложить к исковому заявлению все имеющиеся у него доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются исковые требования (если подаются письменные или электронные доказательства – истец может приложить к исковому заявлению копии соответствующих доказательств)

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
13.10.2025
Кто является уполномоченным лицом, имеющим право подписи налоговой отчетности
Налоговая декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухучета и подачу декларации в контролирующий орган. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредни...
13.10.2025
Могут ли плательщики налога на прибыль применять ускоренную амортизацию ОС, введенных после 01.08.2024
Плательщики налога на прибыль могут начислить ускоренную амортизацию в соответствии с п. 431 подразд. 4 разд. ХХ НКУ к основным средствам, которые были введены в эксплуатацию в предыдущем отчетном (налоговом) году, после 01.08.2024. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Продление срока полезного испо...
13.10.2025
Нужно ли легализовать справку нерезиденту страны, с которой заключен международный договор
Легализовать справку нужно, если в международном договоре Украины не предусмотрены условия, которые отменяют или упрощают формальную процедуру проставления апостиля или освобождают сам документ от легализации.    Больше по теме: Легализация справок о налоговом резидентстве для избежания д...
Лучшие материалы