В Украине внедрят электронные доверенности: для чего и как это будет работать
В правительстве продолжают переводить различные услуги в цифровую плоскость. На днях было заявлено о планах внедрения электронных доверенностей.
Это будет очень удобно, поможет сэкономить время и обеспечит более надежную защиту от подделок. Соответствующий законопроект направят в Верховную Раду в ближайшее время.
Что это и для чего нужно
В первую очередь отметим, что доверенность - это документ, который позволяет представлять или действовать от имени другого человека в правоотношениях. Доверенности часто используются на судах, при сделках по недвижимости и т.д.
Сейчас доверенности выдаются только в бумажном формате: чтобы отправить их куда-то, нужно потратить время на сканирование и копии. После составления документа данные вносятся в Единый реестр доверенностей (электронная база всех доверенностей, составленных на территории Украины). Фактически электронные доверенности – еще один шаг к цифровизации Украины.
Изменится ли цена и процедура оформления
Для того, чтобы составить доверенность, необходимо личное присутствие лица, которое оформляет доверенность, его паспорт и регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (ранее указывавшийся как ИНН). Причем присутствие поверенных, т.е. людей, которые смогут представлять интересы этого человека, – не обязательно.
На данный момент доверенности удостоверяются нотариально, изготавливаются нотариусом не менее чем в двух экземплярах, один из которых остается в материалах нотариального дела. Все экземпляры подписываются участниками и имеют силу оригинала, в том числе экземпляр, который хранится в делах нотариуса.
Спрогнозировать изменение стоимости оформления доверенностей из-за внедрения электронного новшества достаточно сложно, т.к. нотариусы сами устанавливают тарифы на свои услуги.
Сейчас оформление доверенности стоит в среднем стоит от 200 до 700 грн.
В чем преимущества электронных доверенностей
Электронные доверенности будут функционировать одновременно со своими бумажными версиями.
Согласно планируемых изменений, будет еще один «экземпляр» доверенности, PDF-файл с электронной подписью нотариуса. Очень удобно, к примеру, в случае, если доверитель (лицо, выдающее доверенность) и поверенный (лицо, уполномоченное на совершение действий) находятся в разных городах, так как не нужно физически передавать доверенность почтой или курьером, ее можно отправить на электронную почту или в мессенджер.
Таким образом, электронные доверенности действительно могут существенно упростить жизнь. Файл с документом можно будет отправить по электронной почте или с помощью любого удобного мессенджера. К тому же, электронные доверенности будут более надежными, чем бумажные.
По словам инициаторов законопроекта в будущем планируется, что при особо рискованных сделках доверенности будут приниматься только в электронной форме с одновременной проверкой такой доверенности в государственном реестре и надлежащей идентификацией подписи органа, который такую доверенность заверил.
www.segodnya.ua
Комментарии к материалу