С 17 ноября текущего года вступает в силу «очередная порция» новаций в законодательных актах, предусмотренных Законом от 20.09.19 г. № 132-IX (далее – Закон № 132), а именно изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс (далее – ХПК).
Напомним, что цель принятия Закона № 132 — улучшение инвестиционного климата в Украине. Внесенные им изменения касаются:
Благодаря реализации введенных Законом № 132 норм ожидается:
Итак, рассмотрим предусмотренные Законом № 132 пути достижения этих ожидаемых результатов.
Проблема: Украинское законодательство в недостаточной мере обеспечивает защиту прав и интересов миноритарных инвесторов. В нашей правовой системе нет положений об ответственности лиц с заинтересованностью и должностных лиц акционерного общества за ущерб, нанесенный сделкой с заинтересованностью, согласие на совершение которой было дано мажоритарным акционером или назначенными им лицами. Кроме того, перечень сделок, которые считаются сделками с заинтересованностью, не покрывает достаточного круга отношений акционерного общества с его связанными контрагентами.
Решение:
Проблема: Действующее процессуальное законодательство предусматривает, что сторона спора должна уведомить суд, какое доказательство следует истребовать. Однако нередко четкое описание нужного документа является непростой задачей, ведь точное его название и другие реквизиты может знать только тот, кто владеет соответствующим доказательством. Законодательством Украины прямо не предусмотрено право сторон истребования группы однотипных доказательств без указания признаков, идентифицирующих каждый отдельный документ. Это препятствует эффективной защите интересов лиц, у которых по тем или иным причинам нет доступа к доказательной базе в хозяйственных спорах.
Решение:
Внесенные Законом № 132 изменения в ХПК предусматривают, в частности, следующее:
Кроме того, ХПК теперь:
Проблема: Одна из главных проблем экономики Украины — недоступность для отечественного бизнеса кредитных средств как закономерное следствие слишком высоких кредитных ставок. С другой стороны, дороговизна кредитных средств объясняется не только значительным уровнем инфляции, но и высокими рисками невозврата (несвоевременного возврата) должниками полученных ими кредитов.
Существующие механизмы обеспечения выполнения обязательств довольно устарели. Они не действуют должным образом и не позволяют обеспечить эффективную защиту прав кредиторов.
Связанные с принудительным взысканием задолженности судебные споры и принудительное исполнение судебных решений длятся годами и далеко не всегда кредиторам удается взыскать задолженность даже с платежеспособных заемщиков.
В результате отечественные предприятия практически отрезаны от кредитных ресурсов банковской системы.
В то же время, реформировать традиционные механизмы обеспечения обязательств (в частности, залога) — не просто, учитывая количество уже заключенных договоров залога (ипотеки). Любые существенные изменения в соответствующем регулировании нарушат баланс интересов кредиторов и заемщиков, уже достигнутый с помощью договорных инструментов. Например, установление любых дополнительных прав кредиторов приведет к нарушению законных интересов должников, поскольку при заключении договоров их ожидания и договорные позиции были сформированы на основании другого законодательства. То же касается и установления дополнительных прав должников в кредитных отношениях.
Поэтому целесообразно внедрение абсолютно нового инструмента обеспечения выполнения кредитных обязательств, который бы уменьшал до обоснованного минимума риски кредиторов, связанные с возвратом проблемной задолженности, и создавал предпосылки для роста объемов кредитования бизнеса.
Решение:
Проблема: Украинское законодательство предусматривает обязательность уплаты заказчиками строительства паевого взноса в развитие инфраструктуры населенного пункта (в размере 4 % от стоимости жилищного строительства и 10 % — от стоимости нежилой застройки).
Паевой взнос — это своеобразный квазиналог на строительство, который, с формальной точки зрения, уплачивается застройщиком, однако фактическим его плательщиком является покупатель недвижимости. Кроме того, паевой взнос не имеет четкого целевого характера (соответствующие средства не обязательно идут на развитие инфраструктуры), а оплата стоимости присоединения к инженерным сетям обычно производится заказчиками строительства отдельно от паевого взноса.
Аналоги украинского паевого взноса крайне редко встречаются в мировой практике, а если и встречаются, то в существенно меньших размерах и не касаются строительных работ, выполняемых на земельных участках частной собственности. По данным рейтинга Doing Business 2017, существование в Украине паевого взноса увеличивает расходы на административные процедуры, связанные со строительством промышленного объекта, в среднем до 15,2 %.
Более того, существуют значительные проблемы в администрировании паевого участия, связанные со сложностью расчета базы исчисления соответствующего взноса и возможностью злоупотреблений как при таких расчетах, так и при возможной отсрочке (рассрочке) платежа.
Таким образом, механизм уплаты паевого взноса — непрозрачен, следствием чего есть коррупция, злоупотребления и дискриминация добросовестных заказчиков строительства.
Решение: отменяется обязанность уплаты паевого взноса в развитие инфраструктуры населенного пункта.
Проблема: Действующее законодательство требует от сторон договора, по которому земельный участок частной собственности передается в залог, нести расходы на оплату услуг эксперта по денежной оценке земли. В большинстве случаев ни для одной из сторон договора это не имеет смысла и приводит только к неоправданному увеличению стоимости соответствующей операции.
Решение: отменяется обязательность проведения экспертной денежной оценки земельных участков частной собственности, которые передаются в залог.
Проблема: Закон от 06.02.18 г. № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» недостаточно полно регулирует вопросы, связанные с применением модельного устава общества с ограниченной ответственностью, что обусловливает ряд рисков юридического характера.
Решение: определяются особенности создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью, которые действуют на основании модельного устава.
Итак, парламент предпринял очередную попытку усовершенствовать законодательство в целях обеспечения его соответствия лучшим мировым практикам. В то же время, в одном законе совмещены нормы, регулирующие общественные отношения в различных сферах, не связанных между собой. Но время покажет, насколько эффективна подобная практика.