Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учетная ставка снижена до 13,5 % – НБУ

26.04.2024

Правление НБУ приняло решение снизить учетную ставку с 14,5 % до 13,5 % с 26 апреля 2024 года. Учитывая ослабление фактического и ожидаемого ценового давления, а также снижение рисков поступления международной финансовой поддержки, НБУ продолжает цикл смягчения процентной политики. Это позволит поддержать развитие кредитования и восстановления экономики без дополнительных рисков для ценовой и финансовой стабильности. 

В течение І квартала 2024 года потребительская инфляция замедлялась быстрее, чем ожидал НБУ. 

Фактическая потребительская инфляция замедлилась до 3,2 % г/г в марте и была ниже прогноза НБУ, обнародованного в Инфляционном отчете за январь 2024 года. Отклонения от прогноза приводили прежде всего к малопрогнозируемым факторам, в том числе временному характеру. Так, теплая зимняя погода обеспечила большее предложение сырых продуктов питания, а также способствовала ослаблению давления со стороны расходов бизнеса, в том числе на энергоносители. Кроме того, в дальнейшем отражались эффекты от больших урожаев предыдущего года. 

Базовая инфляция тоже замедлялась (до 4,2 % г/г), но была достаточно близка к прогнозу НБУ. С одной стороны, дальнейший рост расходов на оплату труда и последствия блокады западных границ поддерживали фундаментальное ценовое давление. С другой – его ослаблению способствовали улучшение инфляционных ожиданий и эффекты переноса от удешевления сырых продовольственных товаров на обработанные продукты питания и некоторые услуги. 

НБУ улучшил прогноз инфляции до 8,2 % на 2024 год и ожидает ее закрепление в целевом диапазоне 5 % ±1 п. п. в течение последующих лет. 

Как и раньше, НБУ прогнозирует умеренное усиление инфляционного давления в этом году с учетом ожидаемого исчерпания эффектов больших урожаев предыдущего года, последующего возобновления потребления и повышения расходов бизнеса в условиях войны. В то же время, учитывая лучшую фактическую инфляционную динамику и улучшение инфляционных ожиданий, прогноз инфляции к концу этого года снижен с 8,6 % до 8,2 %. 

В течение последующих лет инфляция возвратится в целевой диапазон 5 % ± 1 п. п. и будет оставаться в пределах. Этому будут способствовать как постепенная нормализация условий функционирования экономики, так и ослабление внешнего инфляционного давления, а также последовательные мероприятия монетарной политики НБУ. Ожидается, что к концу 2025 года инфляция замедлится до 6 %, а по итогам 2026 года – до 5 %. 

Восстановление экономики будет продолжаться, хотя будет сдержанным, в первую очередь из-за существенных поражений энергетических объектов. 

Рост реального ВВП в I квартале 2024 года, по оценкам НБУ, был слабее, чем ожидалось, в первую очередь из-за сдержанных бюджетных расходов в условиях неопределенности с поступлением внешнего финансирования. Дополнительным фактором являлась блокада западной границы, сдерживавшая активность отдельных видов деятельности. В то же время, стабильная работа морского коридора, благоприятная погода и увеличение внутреннего спроса поддерживали экономический рост. 

НБУ прогнозирует дальнейшее возобновление экономической активности, учитывая недавние сдвиги в вопросах получения международной помощи, а также ожидаемое оживление внутреннего и внешнего спроса. В то же время прогноз роста реального ВВП ухудшен из-за последствий масштабных атак России на энергетическую инфраструктуру Украины. Ожидается, что экономика вырастет на 3 % в 2024 году и на 4,5–5 % в 2025 и 2026 годах. 

Сохранение международной финансовой поддержки и меры по усилению устойчивости государственных финансов позволят и дальше обеспечивать макрофинансовую стабильность, необходимую для устойчивого восстановления экономики. 

Как и ожидалось, в марте от международных партнеров поступило около 9 млрд долл. США, что позволило нарастить международные резервы почти до 44 млрд долл. США. Кроме того, за последние дни Украина получила положительные новости из США об одобрении пакета военной и финансовой помощи. Также поступил очередной транш от ЕС в размере 1,5 млрд евро. Учитывая это Украина может рассчитывать на 38 млрд долл. США внешней бюджетной помощи в этом году. 

В то же время идет реализация мер по усилению способности Украины к самообеспечению. Правительство укрепляет свою ресурсную базу и наращивает привлечение на внутреннем рынке. Со своей стороны, НБУ совершенствует меры валютного контроля. Вместе с налаживанием ритмичности внешней помощи это позволит профинансировать запланированные расходы бюджета и поддерживать контролируемую ситуацию на валютном рынке. 

Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны. 

Полномасштабная российская агрессия продолжается и наносит новые потери украинской экономике. НБУ предполагает снижение рисков безопасности и нормализацию условий для функционирования экономики на прогнозном горизонте. Зато продолжающаяся война высокой интенсивности грозит дальнейшими разрушениями городов, объектов инфраструктуры и производств, масштаб влияния которых трудно оценить вперед. 

По сравнению с предыдущим прогнозом существенно ослаб риск недостаточности международного финансирования в этом году, однако риски ритмичности его поступления сохраняются. Также актуальными остаются следующие риски: 

  • возникновение дополнительных бюджетных потребностей для поддержания обороноспособности или покрытия значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере; 
  • существенные повреждения инфраструктуры, прежде всего энергетической и портовой, что будет ограничивать экономическую активность и давить на цены со стороны предложения; 
  • продолжение частичной блокировки границ некоторыми странами ЕС для грузовых перевозок, что будет сдерживать экспорт и удорожать импорт; 
  • углубление отрицательных миграционных тенденций; 
  • обострение ситуации на Ближнем Востоке, что, в частности, увеличивает для мировой экономики риски возможных перебоев в снабжении энергоресурсов и их удорожании. 

В то же время сохраняется вероятность реализации и ряда положительных сценариев, связанных, в частности, с дальнейшим расширением экспортных возможностей, передачей Украине средств от обездвиженных российских активов, ускорением евроинтеграционных процессов, реализацией масштабной программы обновления Украины. 

Учитывая баланс рисков, а также благоприятные макрофинансовые тенденции, в том числе лучшую инфляционную динамику, Правление НБУ решило снизить учетную ставку на 1 п. п. – до 13,5 %. 

Предыдущие шаги по смягчению процентной политики и изменению операционного дизайна монетарной политики ожидательно сказались на постепенном снижении номинальной доходности по гривневым депозитам и ОВГЗ. В то же время, эти инструменты оставались привлекательными, а спрос на них сохраняется, учитывая общее улучшение инфляционных ожиданий. Умеренное снижение учетной ставки не должно повредить сохранению интереса к гривневым активам, ведь они и дальше будут обеспечивать защиту сбережений от инфляционного обесценивания. 

Вместе с понижением учетной ставки также на 1 п. п. уменьшаются размеры ставок по депозитным сертификатам овернайт и трехмесячным депозитным сертификатам – до 13,5 % и 16,5 % соответственно. Кроме того, НБУ существенно снижает ставки по кредитам рефинансирования – на 2 п. п. до 17,5 %. В условиях цикла смягчения процентной политики уменьшается целесообразность сохранять существенную разницу между ставкой по кредиту рефинансирования и учетной ставкой. 

Учитывая достаточно комфортный уровень международных резервов, контролируемую ситуацию на валютном рынке и ожидание дальнейшего поступления международной помощи, НБУ готовит ряд шагов по валютной либерализации в ближайшие недели. Они будут согласовываться со Стратегией смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возвращения к инфляционному таргетированию. Эти шаги уже учтены в обновленном макроэкономическом прогнозе, предусматривающем сохранение международных резервов этого и следующего года на уровне, близком к текущему. 

НБУ усматривает определенное пространство для дальнейшего смягчения процентной политики при сохранении благоприятных макрофинансовых тенденций. 

Базовый сценарий прогноза НБУ предполагает снижение учетной ставки до 13 % в текущем году. Такое смягчение процентной политики и планируемые шаги по валютной либерализации не должны создавать дополнительных угроз для макрофинансовой стабильности и устойчивости валютного рынка. 

НБУ будет адаптировать монетарную политику при существенных изменениях в балансе рисков. Так, уменьшение рисков для инфляции и курсовой устойчивости может создать предпосылки для дополнительных шагов по снижению учетной ставки и смягчению валютных ограничений, поддержащих развитие кредитования и восстановление экономики. 

Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением НБУ этого решения, будут обнародованы 6 мая 2024 года. 

Следующее заседание Правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 13 июня 2024 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком. 

НБУ


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Утверждены изменения к Инструкции о порядке начисления и уплаты ЕСВ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.05.2025 Определены критерии, при которых деятельность не будет считаться предоставлением финансовых услуг Обнародованы п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
06.06.2025
Дополнительные 200 млн грн выделены на программу частичной компенсации за украинскую технику и оборудование
В рамках программы покупатели получают компенсацию 15 % стоимости техники (без НДС), приобретенной у производителей из утвержденного перечня. Больше по теме: Частичная компенсация расходов на приобретение генератора: каковы последствия в бухучете и налогообложении? Кабмин принял решение выделить до...
06.06.2025
Продлен льготный режим для импорта украинской стали и железа в ЕС
Совет ЕС продлил действие благоприятного режима торговли с Украиной железом и изделиями из стали после 6 июня 2025 года. Такое решение направлено на поддержку украинской экономики, которая несет серьезные потери вследствие вооруженной агрессии рф.  Больше по теме: Экспорт товаров и услуг: офор...
06.06.2025
Каков режим торговли с ЕС после 05.06.2025
5 июня 2025 года истек срок действия мер по временной либерализации торговли, введенных ЕС в одностороннем порядке к импорту товаров из Украины Регламентом (ЕС) 2024/1392 Европейского Парламента и Совета от 14 мая 2024 года.  Больше по теме: Экспорт товаров и услуг: оформление, учет, налогообл...
Лучшие материалы