Учетная ставка снижена до 13,5 % – НБУ
Правление НБУ приняло решение снизить учетную ставку с 14,5 % до 13,5 % с 26 апреля 2024 года. Учитывая ослабление фактического и ожидаемого ценового давления, а также снижение рисков поступления международной финансовой поддержки, НБУ продолжает цикл смягчения процентной политики. Это позволит поддержать развитие кредитования и восстановления экономики без дополнительных рисков для ценовой и финансовой стабильности.
В течение І квартала 2024 года потребительская инфляция замедлялась быстрее, чем ожидал НБУ.
Фактическая потребительская инфляция замедлилась до 3,2 % г/г в марте и была ниже прогноза НБУ, обнародованного в Инфляционном отчете за январь 2024 года. Отклонения от прогноза приводили прежде всего к малопрогнозируемым факторам, в том числе временному характеру. Так, теплая зимняя погода обеспечила большее предложение сырых продуктов питания, а также способствовала ослаблению давления со стороны расходов бизнеса, в том числе на энергоносители. Кроме того, в дальнейшем отражались эффекты от больших урожаев предыдущего года.
Базовая инфляция тоже замедлялась (до 4,2 % г/г), но была достаточно близка к прогнозу НБУ. С одной стороны, дальнейший рост расходов на оплату труда и последствия блокады западных границ поддерживали фундаментальное ценовое давление. С другой – его ослаблению способствовали улучшение инфляционных ожиданий и эффекты переноса от удешевления сырых продовольственных товаров на обработанные продукты питания и некоторые услуги.
НБУ улучшил прогноз инфляции до 8,2 % на 2024 год и ожидает ее закрепление в целевом диапазоне 5 % ±1 п. п. в течение последующих лет.
Как и раньше, НБУ прогнозирует умеренное усиление инфляционного давления в этом году с учетом ожидаемого исчерпания эффектов больших урожаев предыдущего года, последующего возобновления потребления и повышения расходов бизнеса в условиях войны. В то же время, учитывая лучшую фактическую инфляционную динамику и улучшение инфляционных ожиданий, прогноз инфляции к концу этого года снижен с 8,6 % до 8,2 %.
В течение последующих лет инфляция возвратится в целевой диапазон 5 % ± 1 п. п. и будет оставаться в пределах. Этому будут способствовать как постепенная нормализация условий функционирования экономики, так и ослабление внешнего инфляционного давления, а также последовательные мероприятия монетарной политики НБУ. Ожидается, что к концу 2025 года инфляция замедлится до 6 %, а по итогам 2026 года – до 5 %.
Восстановление экономики будет продолжаться, хотя будет сдержанным, в первую очередь из-за существенных поражений энергетических объектов.
Рост реального ВВП в I квартале 2024 года, по оценкам НБУ, был слабее, чем ожидалось, в первую очередь из-за сдержанных бюджетных расходов в условиях неопределенности с поступлением внешнего финансирования. Дополнительным фактором являлась блокада западной границы, сдерживавшая активность отдельных видов деятельности. В то же время, стабильная работа морского коридора, благоприятная погода и увеличение внутреннего спроса поддерживали экономический рост.
НБУ прогнозирует дальнейшее возобновление экономической активности, учитывая недавние сдвиги в вопросах получения международной помощи, а также ожидаемое оживление внутреннего и внешнего спроса. В то же время прогноз роста реального ВВП ухудшен из-за последствий масштабных атак России на энергетическую инфраструктуру Украины. Ожидается, что экономика вырастет на 3 % в 2024 году и на 4,5–5 % в 2025 и 2026 годах.
Сохранение международной финансовой поддержки и меры по усилению устойчивости государственных финансов позволят и дальше обеспечивать макрофинансовую стабильность, необходимую для устойчивого восстановления экономики.
Как и ожидалось, в марте от международных партнеров поступило около 9 млрд долл. США, что позволило нарастить международные резервы почти до 44 млрд долл. США. Кроме того, за последние дни Украина получила положительные новости из США об одобрении пакета военной и финансовой помощи. Также поступил очередной транш от ЕС в размере 1,5 млрд евро. Учитывая это Украина может рассчитывать на 38 млрд долл. США внешней бюджетной помощи в этом году.
В то же время идет реализация мер по усилению способности Украины к самообеспечению. Правительство укрепляет свою ресурсную базу и наращивает привлечение на внутреннем рынке. Со своей стороны, НБУ совершенствует меры валютного контроля. Вместе с налаживанием ритмичности внешней помощи это позволит профинансировать запланированные расходы бюджета и поддерживать контролируемую ситуацию на валютном рынке.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны.
Полномасштабная российская агрессия продолжается и наносит новые потери украинской экономике. НБУ предполагает снижение рисков безопасности и нормализацию условий для функционирования экономики на прогнозном горизонте. Зато продолжающаяся война высокой интенсивности грозит дальнейшими разрушениями городов, объектов инфраструктуры и производств, масштаб влияния которых трудно оценить вперед.
По сравнению с предыдущим прогнозом существенно ослаб риск недостаточности международного финансирования в этом году, однако риски ритмичности его поступления сохраняются. Также актуальными остаются следующие риски:
- возникновение дополнительных бюджетных потребностей для поддержания обороноспособности или покрытия значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере;
- существенные повреждения инфраструктуры, прежде всего энергетической и портовой, что будет ограничивать экономическую активность и давить на цены со стороны предложения;
- продолжение частичной блокировки границ некоторыми странами ЕС для грузовых перевозок, что будет сдерживать экспорт и удорожать импорт;
- углубление отрицательных миграционных тенденций;
- обострение ситуации на Ближнем Востоке, что, в частности, увеличивает для мировой экономики риски возможных перебоев в снабжении энергоресурсов и их удорожании.
В то же время сохраняется вероятность реализации и ряда положительных сценариев, связанных, в частности, с дальнейшим расширением экспортных возможностей, передачей Украине средств от обездвиженных российских активов, ускорением евроинтеграционных процессов, реализацией масштабной программы обновления Украины.
Учитывая баланс рисков, а также благоприятные макрофинансовые тенденции, в том числе лучшую инфляционную динамику, Правление НБУ решило снизить учетную ставку на 1 п. п. – до 13,5 %.
Предыдущие шаги по смягчению процентной политики и изменению операционного дизайна монетарной политики ожидательно сказались на постепенном снижении номинальной доходности по гривневым депозитам и ОВГЗ. В то же время, эти инструменты оставались привлекательными, а спрос на них сохраняется, учитывая общее улучшение инфляционных ожиданий. Умеренное снижение учетной ставки не должно повредить сохранению интереса к гривневым активам, ведь они и дальше будут обеспечивать защиту сбережений от инфляционного обесценивания.
Вместе с понижением учетной ставки также на 1 п. п. уменьшаются размеры ставок по депозитным сертификатам овернайт и трехмесячным депозитным сертификатам – до 13,5 % и 16,5 % соответственно. Кроме того, НБУ существенно снижает ставки по кредитам рефинансирования – на 2 п. п. до 17,5 %. В условиях цикла смягчения процентной политики уменьшается целесообразность сохранять существенную разницу между ставкой по кредиту рефинансирования и учетной ставкой.
Учитывая достаточно комфортный уровень международных резервов, контролируемую ситуацию на валютном рынке и ожидание дальнейшего поступления международной помощи, НБУ готовит ряд шагов по валютной либерализации в ближайшие недели. Они будут согласовываться со Стратегией смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возвращения к инфляционному таргетированию. Эти шаги уже учтены в обновленном макроэкономическом прогнозе, предусматривающем сохранение международных резервов этого и следующего года на уровне, близком к текущему.
НБУ усматривает определенное пространство для дальнейшего смягчения процентной политики при сохранении благоприятных макрофинансовых тенденций.
Базовый сценарий прогноза НБУ предполагает снижение учетной ставки до 13 % в текущем году. Такое смягчение процентной политики и планируемые шаги по валютной либерализации не должны создавать дополнительных угроз для макрофинансовой стабильности и устойчивости валютного рынка.
НБУ будет адаптировать монетарную политику при существенных изменениях в балансе рисков. Так, уменьшение рисков для инфляции и курсовой устойчивости может создать предпосылки для дополнительных шагов по снижению учетной ставки и смягчению валютных ограничений, поддержащих развитие кредитования и восстановление экономики.
Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением НБУ этого решения, будут обнародованы 6 мая 2024 года.
Следующее заседание Правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 13 июня 2024 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
НБУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу