Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Топ-3 нововведений в законодательстве о приватизации

17.03.2016

Президент Украины подписал документ, изменяющий национальное законодательство о приватизации. Какие позитивные новации в нем заложены и как это повлияет на интерес стратегических инвесторов к украинским активам?

В бюджете Украины на 2016 год заложены доходы от приватизации государственного имущества в размере 17,1 млрд гривень. Похожая цифра (17 млрд гривень) была заявлена в бюджете прошлого года, но осуществить масштабную приватизацию в 2015 году не удалось из-за недостатков действовавшего тогда механизма приватизации.

В планах правительства приватизация как минимум 25 предприятий, к которым уже проявили интерес иностранные стратегические инвесторы, высказав однако и ряд опасений, которые назвали основными барьерами для успешной приватизации в Украине. Среди них требование о продаже части акций актива на бирже для определения цены, несовершенные механизмы защиты прав инвесторов, в частности процедура разрешения споров.

Шагом навстречу инвестору и "зеленым светом" для приватизации крупных объектов в Украине должен стать новый Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании процесса приватизации" № 1005-VIII от 16 февраля 2016 года (далее — "Закон"), который вступил в силу 6 марта 2016 года.

Топ-3 положительных нововведений закона.

Отмена продажи миноритарного пакета акций

Одним из основных положительных новшеств закона является отмена нормы об обязательной продаже 5-10 % акций предприятий групп "В" и "Г" на украинских фондовых биржах перед приватизацией.

К предприятиям этих двух групп приковано особое внимание инвесторов. Ведь они работают в наиболее перспективных секторах экономики, таких, например, как сельское хозяйство, энергетика, инфраструктура. В группу "В" входят крупные предприятия с количеством сотрудников более 100 человек и доходом от 70 млн грн (такие как ПАО "Одесская ТЭЦ", ПАО "Укрнефтепродукт", ПАО "Строительная компания "Укрбуд" и другие). К предприятиям группы "Г" относятся предприятия стратегически важные для экономики и безопасности государства (например, ПАО "Центрэнерго", ПАО "Одесский припортовый завод" и другие).

Напомним, что норма об обязательной продаже акций на украинских фондовых биржах была введена в качестве инструмента определения справедливой цены всего пакета акций. Однако ее эффективность оказалась сомнительной. В частности, ценой такого пакета акций было достаточно просто манипулировать из-за низкой ликвидности на украинском фондовом рынке. Также необходимо отметить, что, как правило, одна акция из контрольного пакета акций предприятия стоит больше чем одна акция 5-10-процентной доли. Более того, обязательная продажа миноритарного пакета акций перед приватизацией несколько уменьшала интерес потенциальных инвесторов.

Таким образом, отмена этой нормы дает возможность предотвратить дробление пакета акций, приводит к упрощению и ускорению процесса приватизации предприятий.

Защита прав инвесторов и разрешение споров

Закон предусматривает возможность рассмотрения приватизационных споров между продавцом и покупателем в международном арбитраже. Для иностранных инвесторов возможность решения споров в признанных международных арбитражных институтах (таких как Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и другие), а не в рамках национальной судебной системы, является крайне важной.

Как известно, исторически одним из ключевых факторов уязвимости иностранного инвестора является то, что объект инвестирования и инвестор подлежат юрисдикции принимающего инвестицию государства. В такой ситуации инвестор оправданно опасается дискриминационных действий со стороны страны инвестирования, что неоднократно происходило в мировой практике. Известные примеры дискриминации прав иностранных инвесторов включают национализацию принадлежащих инвесторам активов нефтедобывающей промышленности в Мексике в 1938, году, национализацию Египтом Суэцкого канала в 1956 году, национализацию основных отраслей промышленности в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны.

 

Именно поэтому иностранные инвесторы требуют четких гарантий и обязательств принимающего государства для исключения малейшей возможности проявления своеволия со стороны государственных органов, применения дискриминационных мер в отношении объекта инвестирования.

Решение споров, которые возникают в отношении договоров купли-продажи объектов приватизации, при помощи международного арбитража обеспечивает дополнительную защиту прав инвестора. Это достигается благодаря высокому профессионализму арбитров и независимости процесса рассмотрения спора. Иногда международный арбитраж также позволяет быстрее прийти к окончательному решению спора, чем при его рассмотрении национальными судами.

В связи с тем, что украинская судебная система не всегда вызывает доверие у иностранных инвесторов, введение данной нормы является значительным плюсом нового порядка приватизации.

Защита национальных интересов

Закон предусматривает установление запрета на участие в процессе приватизации лицам и организациям, зарегистрированным в государстве-агрессоре (фактически, в Российской Федерации), или тем, которые подпадают под действие санкций.

Эта норма с одной стороны несколько сужает круг потенциальных инвесторов, однако с другой стороны дает посыл западным, азиатским, ближневосточным инвесторам, о том, что Украина нацелена на диверсификацию иностранных инвестиций и международные стандарты проведения процедуры приватизации.

Большей открытости процедуры, к слову, способствует и положение, которое дает возможность привлекать иностранных советников при подготовке предприятий к приватизации.

Рассмотренные выше улучшения крайне важны. Однако наши клиенты — иностранные инвесторы, которые ожидали принятия закона — продолжают высказывать сомнения касательно эффективности механизмов защиты прав инвесторов в Украине. Они призывают правительство предпринять дальнейшие шаги для обеспечения уверенности в соблюдении прав инвесторов на распоряжение собственным капиталом и прибылью. Например, уже более года существенным минусом остается запрет Национального банка Украины на репатриацию дивидендов и другие многочисленные ограничения на операции с валютой.

Что окажет большее влияние на интерес инвесторов к украинским предприятиям: обновленная процедура или сохранившиеся ограничения? Ответ станет известен летом в ходе конкурса по продаже "Одесского припортового завода", который должен стать "первой ласточкой" большой украинской приватизации.

Источник: http://delo.ua/ukraine/top-3-novovvedenij-v-zakonodatelstve-o-privatizacii-313680/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
17.10.2025
С начала года ГНС провела 24 тысячи фактических проверок в сфере оборота табака и алкоголя: на чем концентрируется служба
Среди вопросов, на которых в первую очередь концентрируется ГНС: цифровизация, налоговая медиация, трансфертное ценообразование и аграрный сектор, международное сотрудничество. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплател...
17.10.2025
Какие реформы ожидают управление жилищным фондом
Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  Больше по теме: Может ли предприниматель-единщик управлять жилым домом? Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  В Киеве состоялся Всеукраински...
16.10.2025
Комитет Верховной Рады по экономике представил обновленный каталог «Украинская техника для общин»
Каталог «Украинская техника для общин» создан в рамках политики развития украинских производителей «Сделано в Украине» в сотрудничестве с Федерацией работодателей Украины, Ассоциацией городов Украины и Министерством экономики, окружающей среды и сельского хозяйства «Укр...
Лучшие материалы