Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Топ-3 нововведений в законодательстве о приватизации

Редакция

17.03.2016 360 0 0

Президент Украины подписал документ, изменяющий национальное законодательство о приватизации. Какие позитивные новации в нем заложены и как это повлияет на интерес стратегических инвесторов к украинским активам?

В бюджете Украины на 2016 год заложены доходы от приватизации государственного имущества в размере 17,1 млрд гривень. Похожая цифра (17 млрд гривень) была заявлена в бюджете прошлого года, но осуществить масштабную приватизацию в 2015 году не удалось из-за недостатков действовавшего тогда механизма приватизации.

В планах правительства приватизация как минимум 25 предприятий, к которым уже проявили интерес иностранные стратегические инвесторы, высказав однако и ряд опасений, которые назвали основными барьерами для успешной приватизации в Украине. Среди них требование о продаже части акций актива на бирже для определения цены, несовершенные механизмы защиты прав инвесторов, в частности процедура разрешения споров.

Шагом навстречу инвестору и "зеленым светом" для приватизации крупных объектов в Украине должен стать новый Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании процесса приватизации" № 1005-VIII от 16 февраля 2016 года (далее — "Закон"), который вступил в силу 6 марта 2016 года.

Топ-3 положительных нововведений закона.

Отмена продажи миноритарного пакета акций

Одним из основных положительных новшеств закона является отмена нормы об обязательной продаже 5-10 % акций предприятий групп "В" и "Г" на украинских фондовых биржах перед приватизацией.

К предприятиям этих двух групп приковано особое внимание инвесторов. Ведь они работают в наиболее перспективных секторах экономики, таких, например, как сельское хозяйство, энергетика, инфраструктура. В группу "В" входят крупные предприятия с количеством сотрудников более 100 человек и доходом от 70 млн грн (такие как ПАО "Одесская ТЭЦ", ПАО "Укрнефтепродукт", ПАО "Строительная компания "Укрбуд" и другие). К предприятиям группы "Г" относятся предприятия стратегически важные для экономики и безопасности государства (например, ПАО "Центрэнерго", ПАО "Одесский припортовый завод" и другие).

Напомним, что норма об обязательной продаже акций на украинских фондовых биржах была введена в качестве инструмента определения справедливой цены всего пакета акций. Однако ее эффективность оказалась сомнительной. В частности, ценой такого пакета акций было достаточно просто манипулировать из-за низкой ликвидности на украинском фондовом рынке. Также необходимо отметить, что, как правило, одна акция из контрольного пакета акций предприятия стоит больше чем одна акция 5-10-процентной доли. Более того, обязательная продажа миноритарного пакета акций перед приватизацией несколько уменьшала интерес потенциальных инвесторов.

Таким образом, отмена этой нормы дает возможность предотвратить дробление пакета акций, приводит к упрощению и ускорению процесса приватизации предприятий.

Защита прав инвесторов и разрешение споров

Закон предусматривает возможность рассмотрения приватизационных споров между продавцом и покупателем в международном арбитраже. Для иностранных инвесторов возможность решения споров в признанных международных арбитражных институтах (таких как Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и другие), а не в рамках национальной судебной системы, является крайне важной.

Как известно, исторически одним из ключевых факторов уязвимости иностранного инвестора является то, что объект инвестирования и инвестор подлежат юрисдикции принимающего инвестицию государства. В такой ситуации инвестор оправданно опасается дискриминационных действий со стороны страны инвестирования, что неоднократно происходило в мировой практике. Известные примеры дискриминации прав иностранных инвесторов включают национализацию принадлежащих инвесторам активов нефтедобывающей промышленности в Мексике в 1938, году, национализацию Египтом Суэцкого канала в 1956 году, национализацию основных отраслей промышленности в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны.

 

Именно поэтому иностранные инвесторы требуют четких гарантий и обязательств принимающего государства для исключения малейшей возможности проявления своеволия со стороны государственных органов, применения дискриминационных мер в отношении объекта инвестирования.

Решение споров, которые возникают в отношении договоров купли-продажи объектов приватизации, при помощи международного арбитража обеспечивает дополнительную защиту прав инвестора. Это достигается благодаря высокому профессионализму арбитров и независимости процесса рассмотрения спора. Иногда международный арбитраж также позволяет быстрее прийти к окончательному решению спора, чем при его рассмотрении национальными судами.

В связи с тем, что украинская судебная система не всегда вызывает доверие у иностранных инвесторов, введение данной нормы является значительным плюсом нового порядка приватизации.

Защита национальных интересов

Закон предусматривает установление запрета на участие в процессе приватизации лицам и организациям, зарегистрированным в государстве-агрессоре (фактически, в Российской Федерации), или тем, которые подпадают под действие санкций.

Эта норма с одной стороны несколько сужает круг потенциальных инвесторов, однако с другой стороны дает посыл западным, азиатским, ближневосточным инвесторам, о том, что Украина нацелена на диверсификацию иностранных инвестиций и международные стандарты проведения процедуры приватизации.

Большей открытости процедуры, к слову, способствует и положение, которое дает возможность привлекать иностранных советников при подготовке предприятий к приватизации.

Рассмотренные выше улучшения крайне важны. Однако наши клиенты — иностранные инвесторы, которые ожидали принятия закона — продолжают высказывать сомнения касательно эффективности механизмов защиты прав инвесторов в Украине. Они призывают правительство предпринять дальнейшие шаги для обеспечения уверенности в соблюдении прав инвесторов на распоряжение собственным капиталом и прибылью. Например, уже более года существенным минусом остается запрет Национального банка Украины на репатриацию дивидендов и другие многочисленные ограничения на операции с валютой.

Что окажет большее влияние на интерес инвесторов к украинским предприятиям: обновленная процедура или сохранившиеся ограничения? Ответ станет известен летом в ходе конкурса по продаже "Одесского припортового завода", который должен стать "первой ласточкой" большой украинской приватизации.

Источник: http://delo.ua/ukraine/top-3-novovvedenij-v-zakonodatelstve-o-privatizacii-313680/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы