Станет ли бизнесу легче жить благодаря закону о Службе финраследований
27.03.2017 135 0 0
Утро 22 марта оказалось для украинского бизнеса действительно добрым. После многочисленных доработок и длительных обсуждений, включая кулуарные договоренности, правительство наконец одобрило Минфиновский проект по созданию Службы финансовых расследований.
"Кто на новенького?"
В украинских реалиях не важно, как будет называться служба. Даже ее объем и состав полномочий не являются решающими.
Самое главное — кто будет контролировать новую Службу.
Претендентов несколько. И именно эта подковерная борьба между ними объясняет длительную подготовку и рассмотрение законопроектов в кулуарах различных ведомств.
Несмотря на принятие Кабмином именно Минфиновского законопроекта, вопрос контроля над службой до сих пор не снят. Борьба идет между Министерством внутренних дел, Государственной фискальной службой и Минфином.
Концептуально неправильно подчинять интеллектуальную сервисную службу — а именно в таком виде она заявлена разработчиками законопроекта — силовикам из МВД. С другой стороны, было бы ошибкой оставлять ее и в ГФС, учитывая печальный бэкграунд и громкие коррупционные скандалы в ведомстве. Якобы остается Минфин.
Но учитывая переменчивость украинской политики, множественность влияний и непредсказуемость парламента — точно спрогнозировать, кто же будет контролировать Службу, крайне трудно.
Правда, Минфин, как координатор, поддерживается МВФ, что предоставляет господину Александру Данилюку дополнительных шансов.
Почему это важно?
От того, кто координирует работу СФР, будут зависеть принципы создания этого органа. Будет ли он карательным, как старая налоговая милиция, или все же — аналитическим, по принципу подобных органов в развитых странах. Следовательно, или бизнес продолжают "кошмарить" те самые м"язисті ребята под обновленной вывеской Службы, или же это будет принципиально новая структура, где будут работать преимущественно ботаны-интеллектуалы в белых воротничках, сконцентрированы на предотвращении преступлений в экономической, финансовой и налоговой сферах. Согласитесь, разница ощутима даже по внешним признакам.
Кроме того, разработчики законопроекта направили свои усилия на устранения дублирования полномочий контролирующих органов в борьбе с преступностью.
Формирование единого современного органа в этой сфере давно стоит на повестке дня и требует немедленного решения. Иначе толпы проверяющих из разных ведомств и в дальнейшем будут пить кровь украинского бизнеса.
Ключевые полномочия СФР выписаны в законе согласно видению Минфином службы как интеллектуальной и сервисной. С другой стороны, и карательной функции она не лишена. Ведь должен осуществлять оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование, принимать, регистрировать заявления о преступлениях, согласно подсудности службы.
ТОП-5 улучшений для бизнеса
Украинский бизнес ждет улучшений от каждой власти. Правда, на практике дело чаще всего ограничивается предвыборными обещаниями. Надеюсь, что в случае принятия предложенного законопроекта о Службе фінрозслідувань, ситуация с превращением обещаний в реальные позитивные изменения все же исправится. Новинки, которые, на мой взгляд, перезагрузят отношения бизнеса и власти:
Создание Службы как единого контролирующего органа выявления и раскрытия преступлений в сфере хозяйственной деятельности, что вредят публичному интереса в финансовой сфере;
Акцент на сервисной, а не на оперативно-розыскной функции службы. Другими словами, задача предотвращать, а не только бороться с последствиями;
Конкурсный принцип отбора и назначения кадров в СФР;
Контроль за деятельностью Службы со стороны общественности. Ведь должен быть создан общественный совет в составе 35 членов, среди которых представители общественных объединений, профсоюзов, ассоциаций, журналисты и т. п;
Недопущение к Службе лиц, которые после 2010 года проходили службу на должностях следователей или оперативных работников в подразделениях правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям.
Новости от Минфина на десерт
Конечно, этими изменениями законопроект не ограничивается. Поэтому определенное внимание следует уделить другому. В частности, формированию штата службы, материальному обеспечению, специальным званием и тому подобное.
Новая служба — новые подходы, решил Минфин, утвердив порядок отбора кандидатов на должность в Службе с применением полиграфа во время собеседования.
Во время службы такой полиграф проходится должностными лицами, детективами СФР ежегодно. В службе устанавливаются специальные звания — от младшего до генерального инспектора (почти генеральный секретарь). Последнее звание присваивается исключительно руководителю Службы. Должностные лица, имеющие специальные звания, фактически имеют те же полномочия, что и полицейские. А именно — применять специальные средства, оружие, проводить у лиц проверку документов и тому подобное.
Штат Службы финросследований сокращен по сравнению с налоговой милицией более, чем на 1 000 человек. В то же время зарплаты также растут.
Руководитель будет получать 64 000 гривен, а детектив — 32 000 гривен.
Однако, каким бы удачным и прогрессивным издавался закон, в украинских реалиях этого мало. Крайне важна практика его использования, которая иногда, как искривленное зеркало, превращает наибольшие успехи законотворчества в самые громкие провалы правоприменения.
Александр Онищенко, управляющий партнер АК "Правочин"
Источник: https://delo.ua/
Комментарии к материалу